Об отцах-основателях
Воронежу 1 марта исполнилось 434 года. Царский указ об основании города не сохранился, и мы ориентируемся лишь на первое из известных официальных упоминаний.
В Москве в архиве хранится распоряжение боярина Никиты Юрьева от 1 марта 1586 года о реорганизации сторожевой службы, в котором цитируется тот самый указ: «По государеву цареву и великого князя Федора Ивановича всея Руси указу и по приговору бояр… на Дону на Воронеже, не доезжая Богатово затону два днища, велено поставить Воронеж…»
На днях в издательском доме ВГУ вышла книга декана исторического факультета Владимира Глазьева «Очерки истории города Воронежа и Воронежского уезда в конце XVI – XVII вв.».
Города на реке Воронеж располагались еще в домонгольское время, но затем их история прервалась. При царе Иване IV сел, деревень и городов в низовьях реки Воронеж и на Среднем Дону не существовало, этот факт отразился в документах. А со времени строительства крепости история Воронежа не прерывалась до наших дней.
В книге есть исторические портреты «отцов-основателей» Воронежа. Известный историк показывает знатное происхождение Семена Сабурова, который считался родственником правителя Бориса Годунова и участвовал в придворных церемониях. Значительную часть жизни он провел в военных походах, сражался с неприятелями, строил крепости. Направленные в Воронеж провинциальные дворяне Василий Биркин и Иван Судаков также имели боевой опыт, хорошо знали местность в низовьях реки Воронеж.
Первые воеводы удачно выбрали место, город назвали по реке. Воронеж стал форпостом России на южной границе, укрепил оборону от нападений со стороны Крымского ханства, обезопасил путь вниз по Дону. Вокруг Воронежа появились села, распахивалась земля, началось освоение запустевших в годы ордынского владычества над Русью черноземов.
Историк проследил события во времена Смуты в Воронежском крае: движение самозванцев, восстание Ивана Болотникова, попытка мятежного атамана Ивана Заруцкого взять воронежскую крепость, его бегство вместе с Мариной Мнишек.
Внимание ведущего в регионе специалиста по этой тематике привлекло отражение воронежцами нападений из Речи Посполитой и Крымского ханства, строительство церквей и монастырей, деятельность властей, взаимоотношения населения и правителей города. В книге содержатся портреты наиболее заметных воронежских воевод.
Как убедится читатель, общество Воронежа не представляло собой безликой массы. Выделялись лидеры, выражающие интересы людей, готовые отстаивать их требования. Автор выявил ярких представителей города и уезда, охарактеризовал их деятельность.
Среди знаковых исторических личностей в книге – епископ Воронежский Митрофан и Петр I. Со святителем Митрофаном связано образование воронежской епархии. В книге отражена деятельность епископа по обустройству епархии, его взаимоотношения с властями, забота об улучшении нравов духовенства и прихожан. Петр I в Воронеже показан автором в окружении современников. Среди них знатные персоны, местные администраторы и простые воронежцы.
Издание содержит уникальные данные. Автор использует массу документов конца XVI – XVII вв. Заполненные скорописью бумаги хранятся в московских и региональных архивах. Теперь эти ценные и до сегодняшнего дня не известные свидетельства стали достоянием читателей.