Газета,
которая объединяет

Счастье – это когда…

На пятницу, 20 марта, выпадает Международный день счастья, учрежденный Организацией Объединенных Наций совсем недавно – в 2012 году. Целью этого, скажем так, праздника была объявлена поддержка идеи о том, что стремление к счастью является общим чувством для всех людей планеты Земля.

Чувство-то, может, и общее, но счастье – штука глубоко индивидуальная. Когда пишешь о счастье, трудно избежать слова «любовь», но попробуем. Вот часть воронежцев кинулась в магазины, скупая все подряд, и, возможно, затарившись, они почувствовали себя счастливыми. А другие – чувствуют себя счастливыми оттого, что не поддались этой панике и могут наблюдать за безу­мием остальных как бы со стороны.

Это счастье ситуативное, скажет кто-то и будет прав. Поскольку любое счастье ситуативно и кратковременно. Постоянное ощущение счастья вряд ли возможно – в силу непостоянства самой человеческой натуры.

Лучшие умы давали счастью каждый свое определение. Проживший долгую жизнь Ингмар Бергман заметил язвительно: счастье – это хорошее здоровье и плохая память. Безупречной кажется формула Льва Толстого: счастье есть удовольствие без раскаяния. Но рядом – убийственная реприза Шопенгауэра: убеждение, что мы рождены для счастья, – врожденная ошибка человечества.

Однако все-таки именно жизнь, свобода и стремление к счастью давным-давно названы неотчуждаемыми правами человека, и спорить с этим перечнем трудно. Его, наверное, можно дополнить (дело вкуса), но вот если сократить хоть на один пункт – то речь уже будет не о человеке.