Газета,
которая объединяет

Кризис со многими неизвестными

Что мешает предпринимателям получать помощь от государства
Рубрика: Экономика№30 (2395) от
Автор: Артем Ушаков

В распоряжении «Берега» оказалась копия письма воронежских предпринимателей – участников старейшего в России регионального объединения «ОПОРА», адресованного губернатору Воронежской области. Активисты этой организации конкретно и остро поставили вопросы перед властью и, поблагодарив главу региона за внимание к проблемам малого бизнеса, приступили к изложению этих проблем.

С ПРАВОМ НА ОШИБКУ

«…Руководство Воронежского областного отделения Общероссийской общественной организации «ОПОРА РОССИИ» считает, что из-за резкого снижения деловой активности бизнеса под угрозой банкротства находится более 20% предпринимателей, которые считают, что не переживут этот кризис и не возвратятся к предпринимательской деятельности. Малый и микробизнес в большинстве своем оказался не готов к кризису. У многих компаний не было подушки безопасности, зато остались обязательства по выплате заработной платы, налогов, ЖКХ, арендных и прочих платежей».

Почти все изложенные далее меры выходят за рамки компетенции региональной власти. Авторы письма предложили учредить государственную безвозвратную субсидию на 100-процентную компенсацию затрат на содержание помещений (аренда плюс платежи за ЖКУ) субъектам малого бизнеса, а также НКО, работающим в сфере образовательных и социальных услуг, попросили оплатить работу сотрудников этих предприятий по минимальному размеру оплаты труда.

– Мы постоянно общаемся в специальном чате с коллегами из ОПОРЫ во всех регионах Черноземья и Центра России. Приоритеты бизнеса всюду просты: помочь с зарплатой, налогами и ЖКХ, – рассказал руководитель регионального объединения предпринимателей «ОПОРА» Сергей Наумов. – И если в сферах налогов и зарплаты государство идет навстречу, то о субсидиях на ЖКУ нет и речи. Коллеги берут кредит под 12% – и еще больше увязают в долгах.

Среди предложений, высказанных бизнес-общественниками, есть неожиданные: например, призыв поскорее назначить нового руководителя департамента экономического развития облправительства (уже назначен – прим. авт.) или «учитывать при получении справок o задолженности из ФНС возможность технической ошибки в сверке в пределах 1,5 тыс. руб. (как видно, копеечные неточности немало портят крови предпринимателям).

ОКВЭД – ПОНЯТИЕ РАСТЯЖИМОЕ

А одно из предложений потребовало дополнительных разъяснений.

– ОКВЭД – общероссийский классификатор видов экономической деятельности, – рассказал Сергей Наумов. – Помощь у нас получают только девять категорий. Это жесткое ограничение – ведь не учитываются множество подкатегорий базового «ОКВЭДа». И нам известны предприятия малого бизнеса, потерявшие до 97% оборота, но не попавшие в категорию «пострадавших», соответственно, они не могут претендовать на пакет господдержки.

Сам Сергей Наумов в бизнесе с 1990 года, пережил не один кризис. И, по его наблюдениям, там, где в борьбе с негативными явлениями государство сначала пыталось сэкономить, оно неизменно платило дважды. Предприятия малого бизнеса увольняли людей – и власти тратили миллиарды на пособия и борьбу с безработицей. Росла преступность – и мы вкладывались в правопорядок – вплоть до организации, кто помнит, городского полка милиции. Бизнес если восстанавливался, то в теневом формате…

ВНЕ ОФИСА

Выставочная компания «Вета» работает в классически пострадавшей сфере – и остановила свою деятельность в числе первых. Но, как уверяет ее директор Надежда Ваделова, бизнес-центр, в котором они дислоцируются («Икар» на ул.Свободы), за месяц опустел почти полностью. И сотрудников «Веты» там не увидишь – все работают удаленно. Вместо офиса – портал «Вета-онлайн». Но «расслабоном» такой формат не назовешь. Потому что в Сети конкурентов в десятки раз больше, чем офлайн: ведь виртуальные выставки и семинары для воронежцев может проводить компания, скажем, из Владивостока.

– Осенью мы надеемся возобновить работу в традиционном формате – организовать промышленный форум, возможно, выставку «Здравоохранение». Но чтобы дотянуть до этих времен, нам нужно 250-300 тыс. руб. в месяц – на зарплату и аренду.

Брать льготный кредит на зарплату Надежда не собирается.

– Суммы маленькие – всего один МРОТ, ничто для маленького коллектива. А банки, к которым ты обращаешься с заявкой, заносят компанию во что-то вроде черного списка. Потому что такой проситель расписывается в глазах банкира в своей недееспособности. А кредит – это всегда кредит, и его нужно отдавать, а что с нами будет через два месяца, предсказать невозможно, – рассуждает директор «Веты».

В ЗЕРКАЛЕ СТАТИСТИКИ

Данные ОПОРЫ о 20% потенциальных банкротов в воронежском малом бизнесе не кажутся преувеличенными на фоне результатов исследования Агентства стратегических инициатив. Как показали опросы предпринимателей, у 83% из них выручка сократилась, у большей части она упала более чем на 80%. 34% опрошенных сократили более 50% своих сотрудников. У 27% респондентов возникли проблемы при получении мер поддержки, при этом 47% опрошенных считают, что принятые меры радикально не помогут. При этом, по оценкам экспертов, сейчас сектор МСП обеспечивает 25,6% рабочих мест.

«ВЕРТОЛЕТНЫЕ» – НЕ ПАНАЦЕЯ

У каждого из предпринимателей, с кем удалось пообщаться корреспондентам «Берега» – свой список пожеланий власти. И большинство в первую очередь хотели бы видеть поддержку в виде определенной суммы на расчетном счете.

Буквально за считаные дни вошло в деловой, да и в житейский лексикон россиян выражение «вертолетные деньги» – эквивалент старинному «всем сестрам по серьгам». Вообще-то в российской истории такого не было, чтобы деньги раздавали всем желающим и от этого был какой-нибудь экономический толк. Впрочем, их и не раздавали.

И сегодня вертолетными методами власти спасать МСП не собираются. Но огромный и постоянно растущий список мер поддержки малого бизнеса на всех уровнях свидетельствует о неустанном поиске решений всеми участниками «спасательной операции». Нынешний кризис не похож ни на какой другой, и точечного решения проблем пока не дает.

В ТЕМУ

«Берег» провел небольшой блиц-опрос ответственных за работу основных муниципальных горячих линий. Так, на линию управления экономики мэрии за две недели поступило 82 звонка. Из них 43 – жалобы на проблемы с зарплатой: задержки, сокращения, отказ в выплате и т.п. Остальное – обращения за юридической консультацией по разным вопросам. Примерно за то же время на линию по вопросам ЖКХ поступил всего 21 вопрос, зато в адрес управления образования с начала месяца – целых 300! Больше всего интересовали людей нюансы дистанционного образования и работы спецгрупп в детсадах.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

На днях вступило в силу решение городской Думы, принятое по представлению администрации Воронежа.

В частности, в документе определено, что по договорам аренды субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства из числа пострадавших отраслей, предоставляется освобождение от уплаты в объеме 100% арендной платы за апрель –июнь 2020 года и отсрочка уплаты арендной платы до 1 октября 2020 года, а иным арендаторам – освобождение об уплаты арендной платы в объеме 50% за апрель – июнь 2020 года и отсрочка уплаты арендной платы до 1 октября 2020 года.

– Мы не зря несколько лет подряд прилагали все усилия, чтобы оздоровить муниципальную экономику. И мы выполнили эту задачу, кардинально снизили объем долговой нагрузки бюджета – с более чем 70 до 46% от собственных доходов. Выпадающие неналоговые доходы мы сможем компенсировать кредитными средствами, что позволит не снижать наших расходных обязательств. Мы прекрасно понимаем, что если ситуация в течение нескольких месяцев не нормализуется, то у нас могут не восстановиться многие малые предприятия. Это рабочие места, это зарплаты, от этого зависят условия жизни тысяч и тысяч семей. В своих полномочиях мы должны сделать все, чтобы этого не допустить, поэтому по моему поручению прорабатываются дополнительные варианты мер поддержки, в частности, в ближайшее время направим на утверждение депутатам Воронежской гордумы вопрос о снижении ставки ЕНВД, – заявил Вадим Кстенин.