Газета,
которая объединяет

Превыше всего

Весной 1985 года меня занесло на стадион «Труд», где воронежские мастера искусств и самодеятельности репетировали торжества по поводу грядущего 40-летия Победы. Среди прочего творчества там прозвучала такая частушка: «Сорок лет, сорок лет, а вой­ны все нет и нет. Надо Рейгану сказать: скоро будет сорок пять».

Не всякое народное творчество может быть удачным, да. Война за южной границей СССР уже шестой год как шла, и все про это знали, а тут с какой-то даже ноткой сожаления пели «а войны все нет и нет».

А когда наступило 45-летие Победы, которое предвещали частушечники, война вспыхивала уже в самой стране. Да, на периферии, по окраинам, но разве там живут люди, чем-то отличающиеся от жителей столиц, разве их жизни стоят меньше?

Никто не знает, что будет завтра – вот в чем дело. Неизвестность выводит из равновесия, в поисках прочной опоры мы цепляемся за прошлое. Но тогда требуется точное знание о нем.

В 1945 году Советский Союз ценой чудовищных жертв победил в войне страну, в которой лидер нации установил тоталитарный режим, основанный на жажде реванша и на убежденности в превосходстве одного народа над всеми другими. На СССР напал враг, который исповедовал лозунги «Германия превыше всего» и «С нами Бог».

В Союзе же исповедовалась совсем другая идеология, один из постулатов которой звучал так: «Все люди – братья».

Немцы прекрасно знали, кто их главный враг здесь. В краеведческом музее любого бывшего советского города, оказавшегося в оккупации, можно найти первый приказ германской комендатуры. Пункт первый: выдать коммунистов, комиссаров, евреев. Со второго пункта начинались послабления для жителей: открыть закрытые советской властью храмы, разрешить мелкую торговлю и так далее.

Мы же против фальсификации истории, правда? Значит, должны помнить, что в Великой Отечественной войне интернациональный социализм одержал победу над национальным.

Тогда, наверное, казалось, что окончательную.