Нажали на тормоза
Несмотря на то, что сегодня все больше и больше разговоров об окончании самоизоляции, снятии карантина и возвращении к нормальной жизни, эффект от двух месяцев за закрытыми дверьми возникнет обязательно.
В частности, почти наверняка будут отложены и перенесены многие из автореформ ГИБДД, запланированных на 2020 год. В январе мы писали, что 2020-й может стать самым масштабным по автомобильному реформированию за последнее время, но уже сейчас можно опровергнуть такой прогноз – в нынешней ситуации не до новаций. Правда, держать их в голове все равно стоит.
ЭКЗАМЕНЫ В АВТОШКОЛАХ
Масштабная реформа сферы обучения вождению с 1 октября 2020 года не заработает. Пока ее старт перенесли на 1 апреля 2021 года. Эту реформу Госавтоинспекция готовит с 2018 года. В частности, ведомство планирует ввести единый экзамен вместо традиционных «площадки» и «города». Перемены должны коснуться и процедуры аннулирования результатов экзаменов по жалобе на оценку экзаменатора или при предоставлении поддельной медсправки. Все это будет, но позже.
В автошколах инициативу поддержали, запросив господдержку для фактически парализованной отрасли подготовки будущих водителей. Поддержку сфера вряд ли получит, но у нее хотя бы будет больше времени для адаптации к изменениям.
ГЛОНАСС ПОДОЖДЕТ
С 31 мая 2020 года на 31 мая 2021 года перенесли также вступление в силу еще одной планируемой новеллы. Она посвящена перевозке детей. Согласно ей, автобусы, работающие на детских маршрутах, должны быть оснащены системой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS. На год переносится требование к оснащению такой системой фур, перевозящих опасные грузы.
Количество транспортных средств, подлежащих оснащению системой ГЛОНАСС, по данным Минтранса России, составляет около 700 тыс. единиц, при этом стоимость оснащения одного автомобиля примерно 25 тыс. руб., и вполне очевидно, что в условиях экономического кризиса сейчас это не первоочередные траты и с ними можно подождать. В глубинках просто могут не успеть или не найти денег на выполнение закона, а детей возить нужно каждый день.
ИЗМЕНЕНИЕ КОНСТРУКЦИИ АВТО
Мы уже писали про предстоящую реформу системы внесения изменений в конструкцию автомобиля, которая должна прекратить порочную, но дешевую и простую для автовладельцев практику экспертизы по фото. По действующим правилам при переоборудовании, например, двигателя для работы с газобаллонным оборудованием нужно пройти многоступенчатую процедуру, включающую получение предварительного заключения от испытательной лаборатории (подтверждает возможность внесения изменений). На основании этого документа ГИБДД выносит решение об изменении конструкции. Предполагалось, что к 1 июля заработает электронный реестр заключений: при отсутствии документа в системе инспектор не разрешит устанавливать в автомобиле дополнительное оборудование. Кроме того, экспертизу смогут проходить только реальные авто, а не их фотографии. Но пока все отложено до 2021 года.
И этот перенос всех порадовал. Экономическая ситуация у многих участников рынка плачевная, спрос на услуги упал, а сама реформа кроме повышения стоимости легализации переделок ничего не принесет. Конечно, и нынешняя практика весьма странная, но к ней привыкли, а чего ждать от грядущей реформы, сказать затруднительно.
ТЕХОСМОТР
Еще раньше по инициативе Минэкономики был разработан законопроект, откладывающий запуск другой масштабной реформы – техосмотра (ТО). Планировалось, что с июня 2020 года процедура ТО будет сопровождаться обязательной фотосъемкой, при этом заработает новый штраф в размере 2 тыс. руб. для водителей за езду без ТО. В конце марта Госдума приняла поправки, откладывающие реформу на 2021–2022 годы из-за коронавируса.
В общем, в 2020 году ездим как прежде, без потрясений. Интересный нюанс: отсрочка по всем предполагаемым реформам была очень позитивно встречена как специалистами из автомобильной сферы, так и рядовыми водителями.
Поневоле задумаешься: а так ли вообще нужны реформы, если все заинтересованные стороны радуются тому, что их отложили?