Газета,
которая объединяет

Цель преодоления препятствий

Как изменился из-за пандемии рынок вакансий для людей с инвалидностью
Рубрика: Социум№57 (2422) от
Автор: Ирина Лазарева

Более чем в два раза увеличилось количество безработных в Воронежской области с начала мая – в центрах занятости зарегистрированы на данный момент 45 тыс. соискателей (19 тыс. в мае). Из них людей с инвалидностью меньше тысячи, но и для них работы – нет. Цифра, кажется, небольшая, но чем так взволнованы эксперты по трудоустройству?

В ОТВЕТЕ ЗА ТЕХ, КОГО…

Органы службы занятости с марта по начало августа прошлого года трудоустроили почти 790 соискателей с разными формами инвалидности, тогда как в этом году за аналогичный период – 335. Хотя и помощи в поисках работы попросило меньше людей – 810 против 1198 человек с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ – прим. авт.), что объясняется разными причинами.

– У нас продолжается дистанционное общение с соискателями: мы не видим «вживую» людей, что подорвало наше с ними взаимодействие. Особенно от этого пострадали люди с ОВЗ, – признается директор Центра занятости «Молодежный» Анна Звездинская. – Инвалидность, конечно, не приговор, но мы просто сейчас лишены возможности узнать, какие у человека сильные и слабые стороны. Не знаем, реально ли он мотивирован на работу, где себя видит – профориентация тоже важная часть. Да и инвалидность бывает разная: при некоторых проблемах со здоровьем, возможно, существует запрет на работу в условиях повышенного риска, а из-за коронавируса таких мест достаточно. Человек с ограниченными возможностями может быть больше восприимчив к каким-либо инфекциям, а это далеко не всегда указывают в резюме, да и вообще не обязаны указывать. Мы отвечаем за людей, советуя кого-либо работодателям. Из специалистов с ОВЗ мы нашли работу единицам за период пандемии.

Вторая причина – рост конкуренции. Эксперты говорят, что из-за возросшего коэффициента напряженности на рынке труда людям с инвалидностью, впрочем, как и любому другому кандидату, стало сложнее найти работу – у работодателя появился выбор. В регионе открыто всего 18,5 тыс. вакансий. Но именно страх конкуренции и уверенность в том, что потенциальному начальнику в команду не нужен человек «с проблемами», нередко не позволяет людям с инвалидностью сделать первый шаг – составить резюме, даже если они обладают нужным набором компетенций.

ЭТО ДЛЯ ВАС

– Если у тебя работает хотя бы один палец, ты нужен и можешь работать. Интернет снимает все ограничения, и там всегда требуются сотрудники, – говорит фрилансер со второй группой инвалидности Екатерина Качалина.

Проблемы со здоровьем у девушки наблюдались уже в юности – она была очень худенькой, искривился позвоночник, упало зрение, но диагноз врачи смогли поставить ей только к 24 годам: атрофия периферических нервов. Екатерина никогда не считала себя инвалидом, жила насыщенной жизнью, и, когда еще работала в офисах, при трудоустройстве не показывала справку об инвалидности. Потом девушка пережила рак и кому. Сейчас работает на себя – нашла занятие в интернете. Качалина является финансовым консультантом для женщин с детьми, ведет соцсети, занимается SMM-продвижением и копирайтингом.

– Я общаюсь с ребятами, которым нужна работа, но они не верят, что могут ее найти. Мне кажется, что существует такое понятие – психология инвалида, это когда человек с рождения понимает, что его такого нигде не ждут. У нас есть чат, куда я периодически сбрасываю объявления о вакансиях, а за время изоляции их было достаточно, и встречаю волну сопротивления. Пишут: «Это не для нас». У людей с ОВЗ есть какая-то заслонка в голове, и я думаю, что это связано с тем, что когда-то так и было, однако теперь – другие возможности и реалии, но пока осознание этого в обществе не укрепилось, – говорит Екатерина Качалина. – Да, конкуренция была и будет, но главное – захотеть. В Белоруссии живет Александр Макарчук, он полностью парализован, но у него все же есть дело – он работает голосом. Но есть и другая сторона: работа в интернете всегда обезличена, вы друг друга не видите, и часто работодатели даже не знают, что по ту сторону экрана – человек на коляске, с ослабленным зрением или сложной формой ДЦП. Я это называю – вижу цель, не вижу препятствий. Думаю, в период самоизоляции люди с инвалидностью стали активнее искать работу и учиться новому. Ко мне, например, обратился воронежский поэт с ДЦП, ему 51 год, он за короткое время обучился созданию групп в соцсетях с нуля.

НАУЧИТЬСЯ БАЛАНСУ

– Случаев оформления на работу людей с инвалидностью в период пандемии регистрируется немного, зато эффективнее стал процесс обучения, – подтверждает специалист по трудоустройству людей с инвалидностью,

координатор конкурса «Путь к карьере» в Воронеже Елена Глаголева. – У меня увеличилось онлайн-общение с соискателями, провожу онлайн-вебинары и зум-конференции, делаю полезные рассылки через соцсети, запущена программа наставничества. Уровень мотивации кандидатов важно поддерживать, самоизоляция должна стать периодом саморазвития, чтобы, когда снимут ограничения, ребята были в тонусе, не потеряли наработанные навыки и были востребованы.

В пандемийные месяцы, по словам Елены Глаголевой, ей удавалось подыскать подходящие вакансии всего для 1-2 соискателей с ОВЗ, а в один из месяцев и вовсе сработала «в ноль». Но сейчас ситуация вроде бы выравнивается.

– Люди стали активнее ко мне обращаться за помощью, ходить на собеседования и искать вакансии. Открылись торговые центры и точки. Говоря о людях с инвалидностью, надо понимать, что мы не всегда можем заметить эту инвалидность. Есть ребята с проявлениями, которые нам незаметны. И вот они стали возвращаться к привычной работе – кто-то контролером торгового зала, кто-то трудится в клининговых компаниях, кто-то в продажах. Сложнее тем, у кого есть внешние проявления, но мы работаем с социально направленными работодателями, которые понимают важность запроса. В прошлом месяце они трудоустроили несколько кандидатов на удаленку, а всего я помогла с поиском работы 23 людям за июль.

Впрочем, расслабляться некогда: если опять закроют торговые центры, достигнутый показатель вновь стремительно покатится к знаку, обозначающему «отсутствие величины».

КСТАТИ

У центров занятости Воронежа сейчас в 10 раз больше работы. Например, в «Молодежном» в начале года безработными числились около 450 человек, теперь их – больше четырех тысяч. Многие соискатели, по словам отдельных экспертов, настроены лишь на получение повышенных пособий – 4,5 тыс. руб. (актуально до 1 октября), плюс по 3 тыс. на каждого ребенка. В качестве безработных регистрируются и те воронежцы, которые не были заняты несколько лет или даже несколько десятков лет.

В ТЕМУ

По данным сайта hh.ru, в Воронежской области наибольшее количество вакансий для соискателей с ограниченными возможностями здоровья работодатели размещают в сфере «IT, интернет, телекоммуникации» – 40% от общего числа предложений. На второй строчке по числу таких вакансий профессиональная область «Административный персонал» – 31% от всех предложений. Пятая часть (21%) вакансий обращена к специалистам сферы «Продажи».