Газета,
которая объединяет

Приглашение к трапезе

Где в Воронеже малоимущие и бездомные могут бесплатно поесть
Рубрика: Социум№59 (2424) от
Автор: Ирина Лазарева

Доходы населения упали, культурная жизнь замерла, предприятия сокращают сотрудников или вовсе закрываются – коронавирус наносит удар за ударом по всем сферам жизни. Те, кто нуждается в такой простой помощи, как горячая пища, оказались особенно уязвимы. Почему так вышло, выяснял корреспондент «Берега».

«МЫ ПРИВЫКШИ»

Гастрономический пункт у железнодорожного вокзала Воронеж-1 – для тех, кто остро нуждается в помощи и еде. В обычное время почти каждый день здесь поочередно дежурят такие общественные организации, как «Рассвет», «Армия Спасения», а также православные волонтеры Никольского и Богоявленского храмов. Сейчас еду раздают дважды в день – с начала июля акции возобновили, а в течение нескольких месяцев, со старта пандемии до первых послаблений, этим никто не занимался. По крайней мере, официально. Организация питания могла быть воспринята как массовое мероприятие, ведь традиционно собирала от 30 и более человек.

– Самое большее не ел три дня, – признается мужчина, одетый в темно-синий свитер с наполовину оторванным правым рукавом. – Потом попадалось что-нибудь, и на том спасибо, – говорить дальше отказывается, возносит морщинистую руку к небу. Вздыхает. – Мы привыкши.

В этот пункт организации кормления приходят не только бездомные, но и малообеспеченные люди, пенсионеры.

ВЕРА ДЕЛОМ И СЛОВОМ

Позавтракать и пообедать нуждающихся людей приглашает и воронежский храм во имя блаженной Ксении Петербургской. При храмовом комплексе на улице Владимира Невского, 48/1 5 августа открылась благотворительная столовая. Сюда могут обратиться пожилые люди, многодетные семьи, малообеспеченные граждане и просто люди, попавшие в трудную жизненную ситуацию. По словам куратора проекта, клирика храма протоиерея Константина, в помощи с питанием здесь никому не откажут.

Функционирует столовая пока в пандемийном формате – обеденные залы (обычный с рассадкой до 20 человек и праздничный на 80 человек) не работают, а нуждающиеся приходят за ланч-боксами по талонам, которые можно получить заранее в социальной службе храма. Ею заведует матушка Лариса Бажанова. Еда навынос – возможность сократить риски инфицирования коронавирусом. Люди заходят за пайком по одному, на улице держат социальную дистанцию. На входе можно воспользоваться санитайзером.

Помещение, в котором будут проходить ежедневные благотворительные трапезы, а также тематические обеды, приуроченные, например, ко Дню пожилого человека, нуждалось в ремонте, и это стало возможным благодаря выигранному президентскому гранту. На полученные средства обустроили кухню, приобрели новую утварь и посуду.

– Мы понимаем, что решение сиюминутного запроса человека на питание – не конечная цель. Когда к нам обращаются с просьбой накормить, мы стараемся понять, чем еще мы можем помочь нуждающемуся. Социальный работник записывает имя человека, контактные данные, как можно с ним связаться. Иногда люди просят еду с собой, а кто-то нуждается в помощи на дому, – рассказывает отец Константин. – Так получается, что кормлением людей наша работа не ограничивается.

– А бездомный человек может к вам обратиться?– интересуемся.

– С такими людьми вести работу сложнее, ведь им свойственно вести асоциальный образ жизни – отвечает отец Константин. – Мы не можем пустить их в столовую, потому что существуют определенные санитарные требования. В пункте питания должно быть чисто, а люди без определенного места жительства не имеют возможности регулярно мыться. Но мы, конечно, в помощи не откажем, примем всех. Просто в столовую не сможем впустить, а получить пищу навынос – пожалуйста.

В нашу столовую может прийти любой человек, независимо от вероисповедания и от того, верит он в Бога или нет, – говорит отец Константин.

В период пандемии обновленная столовая пользуется повышенным спросом. За день может быть роздано 50 талонов. Еда закупается за счет пожертвований прихожан и предпринимателей. Но звонков и запросов на такую помощь поступает больше. Пока при храме не могут одномоментно накормить всех, иногда приходится просить прийти в другой день.

– Все это не для того, чтобы отчитаться и галочку поставить – совсем нет. Суть не в том, чтобы накормить, главное – утешить человека, облегчить тяжесть его жизни. Здесь священнослужители беседуют с приходящими людьми, интересуются их проблемами. Пожилые люди страдают от одиночества, им не хватает общения и внимания – и люди приходят к нам, в том числе и за этим. Наша задача – сделать так, чтобы человек почувствовал себя нужным, ушел от нас успокоенным, – объясняет отец Константин.

СТАЛО СЛОЖНЕЕ

Благотворительная столовая получила хорошую прессу, а на фоне пандемии ее актуальность значительно возросла, в то время как координаторы общественных организаций, возобновивших кормление на вокзале после длительного перерыва, говорят пока о пониженном спросе.

– В первую неделю июля, когда мы только начали работу, на кормление пришли всего шесть человек, потом – 10, затем – 17. Плавно «выросли» до 25. Но, конечно, это совершенно не те объемы, которые были доступны нам ранее, – объясняет координатор организации «Армия Спасения» в Воронеже Кира Сутолкина.

Аналогичную тенденцию отмечает и руководитель благотворительной организации «Рассвет» Виктор Кочнев. При приюте, который содержит организация, возобновил работу Центр дневного пребывания (ул. 45-й Стрелковой дивизии, 143), куда можно прийти и попросить сухпаек или горячий обед. Центр рассчитан исключительно на бездомных граждан – они в приоритете для добровольцев.

Ранее кормления малоимущих и бездомных время от времени организовывались также в Юго-Западном, Коминтерновском районах Воронежа, на левом берегу, в Березовой роще. Это были либо акции таких же благотворительных организаций, либо инициативы неравнодушных жителей. Сейчас этого, по наблюдениям волонтеров, стало гораздо меньше. По крайней мере, нет системности. Более того, городская социальная столовая на ул.Кольцовской, 23а, где могут бесплатно по­обедать пенсионеры по предъявлению удостоверения, многодетные или инвалиды при наличии справки, тоже закрыта. Она возобновит работу 1 сентября. И бездомных эта столовая не принимает.

– Не только число тех, кто помощь получает, стало меньше, меньше стала сама помощь. Потоки пожертвований на эти цели существенно сократились. Если до пандемии мы имели постоянных спонсоров, то теперь они сами ищут возможности, как и где подкрепиться. Кризис затронул всех. Дальше, видимо, будет тяжелее, к сожалению, – говорит Кира Сутолкина.