Газета,
которая объединяет

«Любовь – это работа духа»

Психолог – об одиночестве, семье и главном выборе между ними
Рубрика: Социум№61 (2426) от
Автор: Ольга Бренер

Спустя два века становления женской эмансипации в мире появился новый социальный феномен – эмансипация мужская. В России все больше образованных и состоявшихся мужчин выбирают одиночество. Не женятся вообще или после 40-45 лет разводятся со своими амбициозными и взыскательными женами. И если еще недавно они уходили из семьи к молодой избраннице, то теперь они уходят… к себе.

Необходимый по жизни «пакет женских услуг» к обретенной свободе всегда можно заказать бонусом. «Это спокойнее и дешевле, чем все время терпеть в своем личном пространстве стареющую истеричку!» – пояснил 50-летний приятель, преуспевающий проектировщик. С сыном-подростком он регулярно встречается в спортзале, кафе или у себя дома. Рыбачит под Астраханью и поднимается в горы с друзьями. И все-таки мой приятель транслирует в мир скорее баланс и полный успех во всем, чем счастье и любовь. Но о мужском счастье, в отличие от женского, говорить как-то не принято. Почти неприлично. Где оно затерялось в наше время и почему вместо него мужчины все чаще выбирают комфортное одиночество? Об этом «Берег» беседует с известным аналитическим психологом из Воронежа Павлом Крутских.

КОГДА ТЕБЕ ПРИЛЕТЕЛО

– Павел, помимо женской эмансипации есть ли другие исторические предпосылки нового мужского «тренда свободы»?

– На мой взгляд, очень важно понимать, что в нашем гендерном взаимодействии мы поневоле являемся носителями коллективных кризисных эпох – революции, Первой и Второй мировых войн. В России это влияние особенно сильное. Редко кто из ветеранов сейчас свободно говорит обо всех своих страшных воспоминаниях военных лет – как там на самом деле все происходило? Моя бабушка тоже никогда не делилась. Так воспоминания о прошлом не становятся искренним семейным достоянием, совместным проживанием, и это не может не отражаться на отношениях в новых поколениях. Потому что в результате формируется очень ограниченный образ настоящего мужчины – сильного, закрытого и абсолютно автономного. А вторая неотъемлемая половинка психики любого мужчины – чувствительная и ранимая – в реальной жизни зарыта глубоко внутри.

В психологической практике даже появился феномен «пушечного ядра». Один человек рассказал о периодически настигающем его нелогичном страхе – как будто мимо него летит, почти задевает что-то огромное и металлическое. Выяснилось, что, согласно семейному преданию, в Первую мировую войну во время атаки пушечный снаряд пролетел совсем близко над головой его деда, а тот в боевом угаре особо и не заметил. Но непережитый ужас «закапсулировался» в психике и «распаковался» спустя десятки лет в необъяснимых кошмарах внука. Теперь мне стал понятен механизм действия постулата Библии о наказании детей за грехи родителей до четвертого поколения. В общем, вторая, «слабая» часть мужской души должна быть «распакована», реализована при жизни. Это помогает сохранять сбалансированное мироощущение, гармоничные ценностные ориентиры внуков и правнуков. Нельзя же всю жизнь и во всем идти «вперед на танки»!

ЗОЛОТО ДУХА ИЗ ПОРОДЫ БЫТИЯ

– Но к этим унаследованным и «нераспакованным» страхам в нашей стране с первых лет жизни мальчика добавляется женское давление во всем – от нянечек и воспитательниц до учительниц и врачей. И семьи тоже часто неполные. То есть кругом и везде – доминирующая строгая женщина. Это тоже деформирует будущее мужское счастье?

– Конечно, потому что роль матери – это текущий комфорт и безопасность, душевный, эмоциональный фон, но не доминанта. А вот отец формирует в судьбе ребенка духовную составляющую, учит его извлекать золото духа из породы бытия. В религиозной традиции он как бы проводник между Богом и детьми. И эта потребность в духовном наставничестве отца, а не матери, заложена в каждом из нас тоже на генетическом уровне. Но нынешние 40- и 50-летние одинокие мужчины часто воспитывались именно в таких неполных семьях с женским преобладанием во всех сферах. Или отец, подавив в себе ту самую «ранимую половинку» с тонкими настройками во внешний мир, транслирует сыну только

«фаллические» материальные ценности – успех, машина, деньги, а также всякое пресечение, игнорирование женских «истерик». Поэтому современные мужчины – такие маскулинные мачо. Или вдруг из не реализованной дедами искренней и ранимой «половинки» теперь выскакивает другой крен – чересчур нежный, зависимый «мальчик», будущий подкаблучник или тот, кто потом будет избегать глубоких отношений с женщинами. Но одно из здоровых качеств мужественности – не подавлять женщину, не игнорировать и не избегать – а поддерживать, осознавать ее, со всеми ее эмоциями. Мой образ отношений: женщина – это бурлящее море, а мужчина – скала, стабильная, предсказуемая, надежная, о которую волна бесконечно бьется. Конфликт – вообще нормальная форма взаимодействия между мужчиной и женщиной, но важно еще и то, как вы совместно выходите из него, что выносите.

СЧАСТЛИВЫ НЕ ВМЕСТЕ

– Итак, настоящее мужское счастье может быть реализовано только в паре?

– Глубинный вопрос здесь знаете какой? В чем сама сердцевина твоего персонального бытия? Ведь в основном мы живем на его поверхности: влюбляемся, женимся, работаем, страдаем, ищем новый комфорт – все что угодно, лишь бы не столкнуться с этой своей сердцевиной. В состоянии такого экзистенциального вакуума человек начинает искать поверхностное счастье. Кто-то пьет, кто-то разводится, снова влюбляется или предпочитает одиночество. Но подлинные отношения – они в другом месте, из той самой сердцевины. И если ты не найдешь ее и не станешь в отношениях настоящим, и твой партнер не станет настоящим, то рано или поздно все будет плохо, и придется снова искать, где тебе лучше – в новой паре или в одиночестве.

Поэтому в первую очередь надо быть предельно честным с самим собой, со своим подлинным «я». И тогда уже не важно, по какой дороге ты идешь – семейной или одинокой. Важно, чтобы это была дорога любви к себе и к миру, в полном взаимодействии со своим глубинным «я». Пожалуй, это и есть взаимодействие с Высшим Разу­мом и главный духовный стержень жизни. На мой взгляд, именно жизнь в паре помогает затронуть все эти самые важные вещи в душе и усиливает личностную трансформацию. Только человек рядом помогает тебе все это раскрыть в себе и развить. Конечно, легче с тем, кто тебя понимает – с «братом по разу­му», чем с неизведанным и парадоксальным миром женщины. Так появляются убежденные «маскулинные» холостяки. Но добыть любовь и счастье в семейных отношениях, в сложном и парадоксальном противостоянии – в том и состоит главная работа духа. И здесь аналитическая психология хорошо согласуется с церковным аспектом: любовь – это работа, когда ты мучительно перемалываешь себя и партнера в этом движении навстречу друг к другу. А не друг от друга, как в случае с выбором одиночества. Ведь оно на самом деле – всего лишь часть другого глобального тренда современного общества, когда получаешь все, сразу и в лучшем виде. «Быстро-деньги» и «быстро-еда» – вместо приготовленного ужина, соцсети с быстрым общением в чате и остроумными мемами – вместо сложного художественного текста, красивые гаджеты и партнерши – вместо сложной и уставшей женщины, зато такой единственной и самой лучшей на земле.