Газета,
которая объединяет

Феерия неповторимости

Чем интересен «воронежский кейс» Платоновского фестиваля
Рубрика: Культура№67 (2432) от
Автор: Ирина Лазарева

Программа юбилейного фестиваля формировалась со «скрежетом», да и проведение самого форума ставилось под сомнение из-за пандемии коронавируса. А потом объявили: зарубежные участники не приедут. И тут-то и возникает «воронежский кейс», дающий местным театрам новые возможности показать свои спектакли в рамках международного события. Почему на них стоит пойти, узнали корреспонденты «Берега».

В программу «местного кейса» попали сразу несколько спектаклей всех воронежских трупп: драмтеатр показывает лермонтовский «Маскарад» в постановке режиссера Владимира Петрова, театр оперы и балета повторяет вечер современной хореографии из проекта «RE:Форма танца», Никитинский театр, как обычно, берется за то, что никто никогда не делал. Кукольники тоже должны были участвовать – с недавней премьерой «Крокодил» по Достоевскому, но кто-то из артистов заболел, план сорвался. Еще четыре работы, вошедшие в «кейс», сыграют артисты театра Михаила Бычкова.

ТЕАТР В ПЕСОЧНИЦЕ

Спектакль Никитинского «Двенадцатая ночь, или Как угодно» точно надолго останется в репертуаре, его станут пересматривать воронежцы, а гости города, возможно, поедут к нам исключительно ради этой постановки. А все потому, что двух одинаковых спектаклей по шекспировской «Двенадцатой ночи» артисты точно не сыграют.

Одним вечером ты – Орсино, другим – Оливия, третьим – и вовсе Шут. Роли для артистов в этом спектакле режиссера Юрия Муравицкого выбирают зрители, причем без учета гендерной принадлежности актеров. Во время первого показа в рамках Платоновского роль Оливии, например, досталась актеру Сергею Кузнецову, дворецкого Мальволио воплотила Мария Соловей. Слуг Оливии, в частности Шута, сыграла Марина Демьяненко. Так жребий выпал.

Вся сценография спектакля – площадка с песком, на которую, словно на авансцену, буквально выпрыгивают под музыкальное сопровождение персонажи шекспировской пьесы. Артисты, не занятые в той или иной сцене, закопавшись в шпаргалках, играют уже роли суфлеров: подсказки от них обыгрываются в юмористическом ключе. Таким и был средневековый театр: актеры не играли, а выступали рассказчиками. Никитинцы захотели приблизиться к площадному искусству и показать, каким оно могло бы быть сегодня.

– Мы все привыкли к театру, который находится за «четвертой стеной». А театр, который мы сделали – с активным контактом со зрителем, – объясняет режиссер Юрий Муравицкий. – У нас привыкли к театру единой магистрали – к системе Станиславского, театру переживания, но ткань игрового, площадного театра не менее интересна. Чтобы это показать, все артисты выучили наизусть всю пьесу Шекспира.

СТАНЦЕВАЛИ КОРАБЛЕКРУШЕНИЕ

Гипнотическое действо с танцем золотых рыбок, колебанием морских водорослей, театром теней и акробатическими номерами, обладающее удивительной притягательностью, исполнили танцоры Камерного театра. Но за красотой и синхронностью хореографического исполнения скрыта трагедия. Хореограф Павел Глухов в «Плоте Медузы» обратился к истории знаменитого кораблекрушения фрегата «Медуза» в 1816 году, и артисты ведут повествование о борьбе за жизнь – не только с открытым морем, но и друг с другом. Сильные и слабые, раскрепощенные и закрытые, добрые и злые, просто другие…

– Для меня «Плот Медузы» – это модель общества в миниатюре. В спектакле мы делаем попытку проанализировать эту модель, работаем с разнообразными архетипами личности, – говорит хореограф. – Здесь, как и в реальном социуме, у каждого своя роль, свой характер. Какие его свойства начнут проявляться в момент опасности? Мы постарались исследовать человеческую природу и нащупать грань между человеком и животным.

А ЕСЛИ ВСЕ ВИДЕЛ?

К Платоновскому фестивалю все эти премьеры, конечно, приурочили. Обе в театрах планировали выпустить в сентябре, на который и перенесли форум. Остальные постановки театралы уже могли видеть. И «Бальзаминов», забравший местную

театральную премию, и необычная работа про Буковски молодого режиссера Нади Кубайлат, и уж тем более вечер хореографии «Танцуем Мандельштама» точно ими посмотрены. Так зачем они в программе? Для привлечения нового, в том числе иногороднего зрителя. Тем более уровень фестиваля таков, что на него едут даже гости из-за границы. Так почему бы им не показать воронежский театр?!