Рассказ человека о человеке
Всероссийский фестиваль документальных театров «Вербатимфест» проходит (с 1 по 6 октября) в Воронеже во второй раз, в его программе – пять спектаклей, образовательный арт-кластер и четырехдневный проект-интенсив с участием воронежских подростков. Чрезмерной художественности в спектаклях театров, работающих с документальными историями, зритель не увидит: главное на сцене – человек и его рассказ.
МЕТОД ИНТЕРВЬЮ
Санкт-Петербургский «Театр Поколений» на сцене Дома актера показал спектакль «67/871», в основе которого – реальные истории людей, переживших блокаду Ленинграда. В нем не звучат уже написанные воспоминания или обобщенные выдержки из открытых источников, артисты «Театра Поколений» сами брали интервью у живых свидетелей тех событий. И цифра в названии постановки – не абстрактная: это 67 историй о 871 дне блокады. Пьесу по ним создала драматург Елена Гремина.
В самом спектакле нет ни сюжета, ни ролей, конкретных персонажей. Тексты, словно осколки, собраны воедино. Звучат истории о супе из столярного клея и травяных оладьях. Монологи как полифония голосов – тех, кто в итоге стал свидетелем истории, и тех, кто не выжил.
Примечательно, что режиссером спектакля выступил немец Эберхард Келер. В постановке озвучиваются письма не только советских людей, но и немецких военнослужащих и мирных жителей. К примеру, в спектакль включили информацию о подпольной группировке «Белая роза» – казненных студентах Мюнхенского университета, выступавших против политики Гитлера.
– «67/871» – это спектакль-испытание, в блокаде погибли миллионы людей. Это одно из самых жестоких военных преступлений в истории, но на удивление представления о нем разные в России и Германии. В этом театральном проекте мы исследуем противоречия в восприятии событий, – так о спектакле отозвался Эберхард Келер.
СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
Организатор «Вербатимфеста» – «Новый театр» Воронежа – в этот раз сформировал театральную афишу из спектаклей социальной направленности. На сцену Дома актера вышли молодые люди из приютов и детских домов. Музыкально-драматический спектакль «А-Я» рассказал об обидах детей на взрослых, а сам «Новый театр» обратился к недавней премьере о подростках-беглецах – спектаклю «БегиОстанься» режиссера Виктории Шаламовой.
– Нам важно найти такой язык в искусстве, который будет понятен подросткам, и фестиваль документальных театров – про это. На сей раз мы не только обратились к социальным проблемам, а вообще сделали фестиваль социальным. Мы взаимодействуем с разными волонтерскими отрядами, поэтому пригласили на показы многих представителей некоммерческого сектора, 15 пригласительных выделили также на детский дом, расположенный на ул.Острогожской, мы давно дружим с ребятами, а некоторые из них даже поделились собственными историями для спектакля «БегиОстанься», – рассказала руководитель фестиваля Мария Конотоп.
– В основу спектакля «Одиссея 2К19» легли наши документальные истории. Мы делимся своим личным, но при этом каждый из нас исполняет роль Одиссея, мечтающего вернуться домой. Мы говорим о боли, но в конечном счете это история о том, как найти в себе точку опоры, – отмечают артисты из проекта «Театральный дом» благотворительного фонда «Подари мне крылья» и Социально-художественного театра, приехавшие на «Вербатимфест».
ТРАГЕДИЯ БОННИ И КЛАЙДА
«Вербатимфест» организован при поддержке Фонда президентских грантов и федерального агентства по делам молодежи «Росмолодежь», и это позволило включить в основную программу ряд образовательных мероприятий для подростков – от лекций и тренингов до приобретения практических навыков в документалистике. Так, впервые
состоялся арт-кластер по четырем направлениям: документальный театр, документальное кино, документальная хореография и документальная фотография. Два дня – 3 и 4 октября – у участников проходили фактически экзамены.
– У нас был основательный лекционный блок, который я чередовала с практическими занятиями. Мы смотрели работы классиков фотографии и обсуждали современные проекты, изучали технические основы и основы композиции, – пояснила педагог лаборатории по документальной фотографии «Вербатимфеста», фотограф Ольга Кардашова. – Название выставки – «Чего ты не заметил». Это говорит о том, что ребята учатся расшифровывать изображения. У кого-то сложился полноценный социальный проект – например, Елена Гусева рассказала о живущем в одиночестве Григории Ивановиче; передо мной стояла задача – заинтересовать.
Комплекс занятий провели и педагоги других направлений.
Одним из ключевых событий образовательной программы «Вербатимфеста» стал спецпроект по постановке документального спектакля «Бонни и Клайд», в котором приняли участие местные подростки и активная молодежь.
– Спектакль «Бонни и Клайд» – это интервью на фоне трагедии. В Пскове три года назад подростки Денис и Катя, поссорившись с родителями, убежали из дома и заперлись на даче у отчима. Конфликты наслаивались один на другой, туда приехали полицейские, и дети стали по ним стрелять. А после штурма их нашли мертвыми, – рассказывает режиссер Виталий Федоров. – Эта история является для нас триггером, который запускает личные истории ребят.
Участники делятся личным на фоне трансляции последних минут жизни псковских «Бонни и Клайда» – так Катя и Денис сами называют себя. Репетиции были индивидуальными, и артисты, задействованные в спектакле, впервые услышали истории друг друга. Режиссуры в этом почти нет: подход Федорова в том, чтобы после просмотра ролика о ребятах актер честно говорил о том, что его волнует в данный момент. Виталий Федоров уже сделал аналогичные проекты в Хабаровске и Чите. Воронежская версия получилась другой – впервые постановка обрела «зрелый» взгляд: своей болью поделилась мать двоих детей, 36-летняя Любовь Родина. Ее сын при разводе с мужем решил остаться с отцом.
Второй фестиваль документальных театров завершится в Воронеже сегодня благотворительным показом – совместной работой Театра сторителлинга Константина Кожевникова и Театра.DOC «Люди добрые». Она посвящена людям, занимающимся благотворительностью.