Газета,
которая объединяет

Стрельба Макарова

Как аэродром «Балтимор» стал горячей точкой на карте нашего города

На днях 20-летнего солдата-срочника Антона Макарова, убившего троих сослуживцев в военной части, в простонародье называемой «Балтимором», арестовали на два месяца. На заседании выяснилось, что во время расправы он прикрывался одним из военнослужащих, а еще одного убил, пока тот спал.

Родственники солдата уверяют, что на преступление он пошел из-за дедовщины – якобы у парня отбирали продукты и ставили в наряды вне графика. Между тем, как пишет «Газета.Ru», все знакомые срочника называют его конфликтным и вспыльчивым человеком.

«ЗА ВСЕ!»

Макарова обвиняют в совершении преступлений по п. «а» ч.2 ст.105 УК РФ «Убийство» и п. «б» ч.4 ст.226 УК РФ «Хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств».

Трагедия произошла 9 ноября. В 5.30 того дня рядовой во время суточного наряда на военном аэродроме «Балтимор» напал с топором на офицера, завладел его оружием, после чего выстрелил в троих сослуживцев. По предварительным данным, одного из них – Нинаила Акталиева – обвиняемый убил, пока тот спал, сообщает телеграм-канал «Baza». А другим прикрывался во время расстрела, пишет ТАСС со ссылкой на суд.

«Погибшие в результате стрельбы в воинской части: майор Сергей Ермолаев, ефрейтор Сергей Кажокин, рядовой Нинаил Акталиев. Раненый рядовой Фирсов госпитализирован с двумя пулевыми ранениями в плечо и лопатку», – сообщило правительство области на своей странице в соцсети «ВКонтакте».

Совершив расправу, стрелок скрылся. В регионе привели в действие план «Перехват» – подозреваемого искали силами ОМОНа, СОБРа с применением беспилотников. Оказалось, что он отобрал автомобиль у рыбака, угрожая оружием, и попытался уехать в Орловскую область, где живут его бабушка и дедушка, писал портал «Life». В итоге солдата задержали в 40 км от Воронежа при выходе из магазина.

На опубликованном в Сети ролике, снятом при задержании, правоохранители спросили лежащего на земле солдата: «За что задержан?» – «За все», – ответил срочник.

Военные следователи назначили ряд судебных экспертиз, в том числе исследование психического состояния подозреваемого. Основным мотивом произошедшего называют нервный срыв, сообщил собеседник «Интерфакса» в Западном военном округе. Известно, что в конце сентября Макаров прошел обязательное для военнослужащих психологическое тестирование, по результатам которого ему запретили служить с оружием, рассказал «Life» источник, близкий к следствию.

Как выяснила «Baza», Макаров незадолго до армии готовился стать полицейским – он был студентом Воронежского института МВД. Отучился молодой человек всего два года на радиотехническом факультете, а потом был отчислен из-за драк. Педагоги заявили, что обвиняемый был вспыльчивым, недисциплинированным и иногда чрезмерно агрессивным. Однокурсники рядового также описывают его как «странного» и нервного молодого человека.

Такое поведение наблюдалось еще в школе, заявили его бывшие одноклассники. «В основном он был тихим, закрытым, но очень часто срывался. С учителями не поладил или с одноклассниками, оценку не ту поставили, на контрольной не дали списать – из-за этого мог вспылить. Такое часто было. Родители у него вроде есть, но жил с бабушкой и дедушкой», – сказал знакомый рядового в интервью «Life Shot».

Между тем сама бабушка солдата-срочника Елена считает, что вспыльчивость ее внука обусловлена исключительно дедовщиной в армии – ранее он таким не был, уверила родственница телеграм-канал «Mash». Так, по словам пенсионерки, один из сослуживцев постоянно издевался над Макаровым, отбирал у него вещи – по данным СМИ, этим обидчиком мог быть Акталиев, которого срочник убил, пока тот спал. «Он заказал купить ему сгущенки, туалетной бумаги. На вопрос «У тебя разве этого нет?» – он отвечал: «У меня отобрали», – сказала женщина.

Также молодой человек жаловался на наряды вне графика, вспоминает бабушка. В целом пенсионерка и соседи описывают внука как тихого и спокойного, но способного постоять за себя. Бабушка уверяет, что знает, о чем говорит, так

как занималась воспитанием Макарова вместе с супругом, пока мать парня устраивала жизнь в Израиле и разговаривала с ним только по видеосвязи. Из-за этого рядовой обижался на мать, отмечает бабушка – отца он не знал, а девушки у него не было.

ЧАСЫ НАЛЕТА

Если вы озадачите интернет словами «убийство» и «аэро­дром Балтимор», он наверняка выдаст вам еще одну нашумевшую историю о гибели двух военнослужащих 12 июля 2001 года. Ранним утром на контрольно-пропускном пункте воронежского аэродрома «Балтимор» зарубили двух прапорщиков – Сергея Ситникова и Валерия Машкова. «Крепких здоровых парней искромсали топором, словно тряпичных кукол», – так написали тогда журналисты. У Сергея пропал табельный пистолет Макарова и 16 патронов к нему, оружие Машкова преступник не тронул, как, впрочем, и все остальное имущество жертв.

Основным обвиняемым уже через три дня стал 37-летний авиатехник аэродрома капитан Георгий Быков, отслуживший полтора десятка лет в Ахтубинске, Байконуре и Чечне. 15 июля офицера задержали, а уже на следующий день он написал явку с повинной. Мотив убийства корыстный – завладеть оружием, чтобы использовать его для решения своих финансовых проблем.

В 2002 году Воронежский гарнизонный военный суд приговорил Быкова к 15 годам за двойное убийство, лишив при этом воинского звания. Также суд назначил выплатить 300 тыс. руб. родственникам погибших (мать Ситникова тогда отказалась от своей доли, поскольку так до конца и не поверила, что Быков – убийца). В последнем слове авиатехник виновным себя также не признал и, насколько мне известно, не признает до сих пор. Больше того, из семилукской колонии он «дойдет» до Страсбургского суда… А там пришли к выводу, что офицер Вооруженных сил Георгий Быков подвергся в милиции пыткам, и обязали выплатить осужденному 15 тыс. евро моральной компенсации.

ТРИ ТОВАРИЩА

Есть и другая история, о которой интернет умалчивает. «Всезнайка» не в курсе, что и в августе 1986 года на аэродроме «Балтимор» было совершено дерзкое нападение на часового. Он был застрелен, пропал автомат Калашникова. Событие это вызвало тогда широкий резонанс в узких кругах, но общественность об этом ЧП не узнала. Тайной для нее остались и результаты расследования, как и приговор, вынесенный Военным трибуналом Московского военного округа. А он был суров: один из подсудимых получил «вышку»…

Константин Юмашев, Иван Господинов, Александр Шульгин – именно эти три товарища, которые жили в соседних домах на ул.Героев Сибиряков, закончили одну школу, а Иван и Константин – один и тот же техникум, и оказались на скамье подсудимых.

К июню 1986 года у приятелей уже созрел «грандиозный» план. Если раньше они просто «баловались» самопальным оружием, отстреливая его по подвалам, угоняли технику, то теперь они задумали взять банк на Героев Сибиряков или на крайний случай – ограбить инкассаторов у магазина. Но для этого они нуждались в более совершенном оружии, таком как автомат Калашникова. Тогда-то Господинов с Юмашевым и решили напасть на постового из близлежащей к их дому воинской части 23326, которую в то время «Балтимором» еще не называли.

После задержания им предъявили целый букет очень серьезных статей УК РСФСР, но самая тяжелая статья досталась Господинову и Юмашеву: бандитизм.

Шульгин получил пять лет с конфискацией, Юмашев – 12 усиленного режима, а «особо опасный для общества» Господинов – высшую меру «социальной защиты», расстрел. 12 ноября 1987 года приговор был приведен в исполнение…