Газета,
которая объединяет

«Не потерять уникальный облик Воронежа»

Руководитель управления главного архитектора – о настоящем и будущем города
Рубрика: Люди дела№89 (2454) от
Автор: Наталия Осадчая

С ростом населения городов меняется и их внешний облик. В то же время город не может строиться и развиваться хаотично. Об особенностях архитектуры города, сохранении исторического центра и новом Генплане как основополагающем документе, вокруг проекта которого в последнее время много дискуссий, – наше интервью с руководителем управления главного архитектора Воронежа Людмилой Подшиваловой.

СТРОИТЕЛЬСТВО И АРХИТЕКТУРА

– Людмила Александровна, что такое архитектура города – функциональность и прагматизм, красота и изящ­ество или что-то еще?

– Архитектура – это своеобразный конгломерат, главной целью которого служит процесс организации пространственной среды для жизнедеятельности человека. Невозможно выделить лишь один основной вектор архитектуры города, в данном случае важна именно совокупность подходов.

В современном городе велик запрос к архитектуре, она не ограничивается только лишь функцией строительства жилья. Реальность такова, что люди согласны покупать не только «квадратные метры», но и в совокупности комфортную среду.

– Существует ли в Воронеже конфликт между архитектурой как искусством и серийным строительством?

– На данный момент достаточно остро стоит вопрос насыщения архитектуры эстетическими качествами. Перед архитекторами ставится задача совместить множество критериев проектирования в едином объекте. Основными критериями являются: функциональная значимость, внешняя привлекательность, экономическая и конструктивная обоснованность, экологичность.

Так или иначе, но конфликт между архитектурой как искусством и серийным строительством присутствует в современном городе из-за сложности или, в некоторых случаях, невозможности учета всех существенных факторов. Решение проблемы заключается в комплексном подходе к проектированию зданий. В основе современной строительной парадигмы должна быть увязка с окружающей архитектурной средой, а также сохранение самобытности градостроительного облика города.

– Архитектурный образ Воронежа не раз становился объектом критики и насмешек столичных активистов. А у других исторический облик нашего города вызывает восхищение. Как бы вы охарактеризовали архитектуру Воронежа?

– Воронеж имеет многовековую историю, многие памятники архитектуры уцелели даже во время войны.

В то же время архитектуру Воронежа в совокупности можно назвать неоднозначной. Воронежским постройкам не свойственна столичная помпезность, тем не менее город имеет свои неповторимые архитектурные достопримечательности.

О ТОЧЕЧНОЙ ЗАСТРОЙКЕ

– Оправданна ли многоэтажная застройка в центре города? Не стоит ли предъявлять к центру такие требования как, например, в Санкт-Петербурге?

– Точечная или уплотнительная застройка применяется во всем мире. Но нигде, кроме как в России, она не вызывает такой бури протестов и негатива.

На протяжении последних десятилетий развитие застройки носило «очаговый» характер и выражалось в дисперсных включениях в сложившуюся среду новых разнопрофильных объектов, часто без учета исторического контекста. Это привело к структурной и функциональной фрагментарности среды, хаотичности в использовании

территории, прогрессирующей деградации исторической застройки и среды в целом. Люди видят примеры варварского вмешательства в архитектурный облик своего города и делают выводы.

Однако в уплотнении существующих районов нет ничего негативного. Оптимальная плотность дает возможность приобрести недвижимость в непосредственной близости к рабочим местам, в районах с максимально развитыми удобствами, позволяет наладить эффективную транспортную систему, помогает развитию бизнеса, дает экономию на обслуживании инфраструктуры и социальных объектов. Вместе с тем и растет качество городской среды.

Но с городским пространством нужно уметь работать. Планировать любой новый проект необходимо на долгосрочный период и просчитывать социальный эффект, а не стремиться взять максимум с земельного участка при минимальных вложениях. Нельзя допускать строительства плохого дома ни в центре, ни на окраине.

В отличие от Санкт-Петербурга, Воронеж не является историческим поселением федерального или регио­нального значения. Поэтому требования к застройке центральной части Воронежа нельзя сравнить с требованиями к застройке Петербурга. Но несмотря на это обстоятельство, сохранять историческую застройку необходимо. В процессе урбанизации важно не потерять историческое лицо города.

Город – это организм, который живет и развивается. Поэтому в одном квартале центра можно наблюдать дома разных веков и стилей.

Проводить точечную застройку в исторических кварталах, где есть четкие ограничения по предельным параметрам (по высоте, ширине) можно – при качественном подходе к архитектуре. Иногда квартал может быть историческим, но архитектурной ценности не нести – тогда интеграция нового объекта в территорию квартала может стать изюминкой.

Для регулирования плотности застройки в центральной исторической части города и установления более жестких параметров застройки по заказу городской администрации подготовлена документация по планировке территории, утвержденная постановлением администрации городского округа город Воронеж №353 от 28.04.2015 года. Документ определяет вектор устойчивого развития как территории в целом, так и отдельно взятых кварталов и участков, регулирует максимальные параметры зданий, включая этажность, охранные зоны архитектурных памятников и учитывает расширение дорожной сети и сетей инженерно-технического обеспечения.

Таким образом, в точечной застройке в центре нет ничего плохого, но необходимо следить за качеством архитектурного проектирования и впоследствии – за его реализацией.

Обычно жители настроены консервативно к любым изменениям. Девелоперу и городской администрации важно наладить диалог с людьми еще на предпроектном этапе. Это поможет избежать ошибок.

– Не ставился ли вопрос создания некоего единого дизайн-регламента для застройщиков, возводящих здания в центре города, чтобы сохранялся общий исторический стиль и не появлялись нелепые сооружения?

– На территории центральной части города расположено свыше 180 объектов культурного наследия. Охранный статус памятников архитектуры накладывает ограничения и требования к окружающей застройке.

В городе действует дизайн-регламент «Внешний вид фасадов зданий и сооружений в городском округе город Воронеж». Он устанавливает единые и обязательные для исполнения требования по содержанию фасадов зданий и сооружений, определяет типы и виды рекламных и информационных конструкций и т.д. Особенно строгие требования предъявляются к центральной части города.

Кроме того, требования и ограничения к застройке содержатся в вышеупомянутом проекте планировки центральной части города.

Однако все эти требования не являются исчерпывающими. Для застройки центральной части города лучше всего проводить открытые архитектурные конкурсы – это позволит выбирать лучшее архитектурное решение. Конкурсы не будут работать без архитектурного надзора за выполнением работ – строители и проектировщики попытаются сделать попроще, несмотря на первоначальную задумку. В идеале предметом архитектурного конкурса должен быть проект, а не концепция,– так дольше и сложнее, но город не терпит быстрых и простых решений.

– Что вы можете сказать о судьбе хрущевок? Останутся ли они в Воронеже или все-таки должны уйти под снос как морально и технически устаревшие?

– Рынок земли в Воронеже достаточно сложный. Количество свободных земельных участков с возможностью развития жилищного строительства ограниченно. Предложений не так много, поэтому перспективным направлением является развитие застроенных территорий, снос ветхого и аварийного жилого фонда.

На территории городского округа – значительное количество многоквартирных жилых домов с высокой степенью износа, не включенных в программу развития застроенных территорий. В настоящее время рассматривается вопрос об определении дополнительных территорий для реализации мероприятий по комплексному и устойчивому развитию, включая расселение ветхого жилого фонда, строительство нового жилья и объектов инженерной инфраструктуры. В качестве формальных критериев для определения таких территорий могут быть установлены год постройки, использование типовых изделий для стен и перекрытий, ветхое состояние и высота (например, не более пяти этажей).

Сейчас на рассмотрении в Госдуме находится проект федерального закона, который предусматривает реконструкцию или снос не подлежащих капремонту старых многоквартирных домов. Принятие этого документа создаст дополнительные возможности для расселения ветхого жилого фонда.

СПОРЫ ВОКРУГ ГЕНПЛАНА

– При обсуждении Генплана в гордуме вы озвучили мысль, что если он не будет принят вовремя, то с 2021 года мэрия не сможет выдавать разрешения на строительство. Почему произошло такое, что Генплан стал объектом столь суровой критики – ведь он обсуждался неоднократно на различных уровнях, в том числе и жителями города?

– Вы правы, разработка заняла не один год, при этом большая часть времени была посвящена как раз дискуссиям, согласованиям и рассмотрению материалов. За это время проводились социальные опросы и проектные семинары с жителями, собиралась детальная информация по организациям и предприятиям города, проводились встречи с представителями профильных департаментов. Материалы проекта были доступны для широкого ознакомления

задолго до их официальной сдачи подрядчиком – как раз для возможности вынести на общественные обсуждения проработанный и согласованный документ.

Что касается критики – она неизбежна в таком мегаполисе, как Воронеж, а Генплан – сложный для восприятия документ, и это касается даже профессионалов, специалистов. Однако критика бывает разной: конструктивные замечания и предложения мы рассматриваем, обсуждаем и вносим необходимые корректировки в документ, но бывают абсолютно необоснованные требования учета тех или иных «хотелок», которые приходится отклонять.

– Согласны ли вы с критиками Генплана, что центр города остается без достаточного количества социальных объектов?

– Анализ текущей ситуации в Воронеже показал большой дефицит таких объектов, особенно детских садов, школ, спортивных объектов, и не только в центральной части. Но стоит отметить, что именно эти части города планируются более других к серьезным изменениям. Поэтому все емкости объектов социальной инфраструктуры в материалах Генплана предусмотрены таким образом, чтобы полностью обеспечить потребности будущих трансформаций этих частей города, а также покрыть дефицит по городу в целом. Адресная же привязка конкретного объекта будет определяться уже на стадии проекта планировки территории.

– Несмотря на критику, новый Генплан называли и прорывным, и весьма прогрессивным документом по сравнению с прошлым. Можете ли вы перечислить сильные и слабые стороны нового документа?

– Конечно же, современные технологии разработки подобных документов отвечают самым высоким стандартам современной градостроительной науки. Использование в разработке систем автоматизированного проектирования, транспортного моделирования позволили объективно и беспристрастно обосновать решения по развитию города.

Воронеж – первый город, который так открыто обсуждал Генплан. На общественные обсуждения вынесли не только сам документ, но и для удобства жителей разработчики представили интерактивную карту, на которой проект был более понятен. Каждый мог найти свой дом или улицу и посмотреть, какие изменения предлагает проект. Такая же карта будет подготовлена при обсуждении новых правил землепользования и застройки.

– Вы озвучивали, что Генплан предусматривает изменения и корректировки. Можете ли сказать, какие корректировки потребуются в ближайшие год-два и с чем они могут быть связаны?

– На сегодня проект не предполагает каких-либо изменений в ближайшие годы, так как изначально материалы подготавливались с максимально гибкими решениями, предполагающими вариативность на последующих стадиях реализации Генплана, без постоянного внесения изменений в основной документ.

ЗАЧЕМ НУЖНО УПРАВЛЕНИЕ?

– Какие задачи стоят перед управлением главного архитектора Воронежа? Наверняка существует рутинная работа, а есть и какие-то глобальные задачи и проекты?

– В работе управления присутствует и рутинная работа, но есть и достаточно интересная. Что касается глобальных проектов на перспективу, то на данный момент управление занимается утверждением нового Генерального плана города, рассчитанного до 2041 года.

В целом перед нами стоят задачи обеспечения устойчивого развития и архитектурного своеобразия территории Воронежа и создания благоприятных условий жизнедеятельности человека.