Газета,
которая объединяет

Маршрутами Изумрудного города

Премьеру воронежского театра показали на всю страну
Рубрика: Культура№93 (2458) от
Автор: Ирина Лазарева

Страшила, Железный Дровосек, Трусливый Лев и девочка Элли – сказочная повесть Александра Волкова ожила на сцене Воронежского театра юного зрителя. Спектакль «Волшебник Изум­рудного города» режиссер Вадим Кривошеев готовил как новогоднюю историю о волшебстве, надеясь, что премьерой порадует зрителей, встречи с которыми прекращены с апреля.

Онлайн-премьеру спектакля «Волшебник Изумрудного города» показали в рамках нацио­нального проекта «Культура» на платформе для продвижения мероприятий в сфере культуры «PROКУЛЬТУРА.РФ».

ПРИКЛЮЧЕНЧЕСКИЙ ДУХ

Трансляции спектаклей в ковидное время превращаются в отдельный жанр театрального искусства: крупные планы с возможностью разглядеть мельчайшие детали мимики, особое обаяние голосов, звучащих в пустом зале. Декорации постановки «Волшебник Изумрудного города» через экран передают сказочность и некий приключенческий дух. Часто говорят, что Александр Волков не просто написал книгу, а создал удивительный мир, который любят уже несколько поколений. В преддверии новогодних праздников всем хочется маленького чуда – и артисты ТЮЗа через свои образы однозначно сумели его подарить.

– Когда читаешь книгу, ты всегда пропускаешь ее через себя. И каждый видит свое. На этапе подготовки спектакля я пересматривала мультфильмы, снятые по этой истории, перечитывала повесть и поняла, что везде в Элли мне не хватает живости, – рассказала исполнительница роли Элли, актриса Лилия Юникова. – Складывалось ощущение, что история происходит сама по себе, как будто неважно, что за девочка в ней. Возможно, автору хотелось сказать, что она обычная, универсальная, что любой мог бы оказаться на ее месте. Но я пыталась донести другое: важно то, что именно Элли оказалась в Изумрудном городе.

Со слов Лилии, спектакль «сложился» потому, что Элли оказалась доброй и достаточно храброй девочкой, но главное все-таки в героине актрисы – детское озорство и бескорыстность, умение принимать людей с недостатками.

Роман Лютиков, исполнявший четвероногого друга Элли Тотошку – титаническая по сложности роль, на мой взгляд, в которой ошибка моментально может превратить всю сказку в комедию – запомнился, пожалуй, тем же озорством, что и Элли. Общее в «рисунках» их ролей и есть синоним настоящей дружбы. Актер Иван Маркушев, игравший Дровосека, подобрал для своего героя особенную походку, которая «скрипела» не скрипя. Скрежет заржавевшего железа только представлялся при просмотре спектакля. Трусливый Лев в исполнении заслуженного артиста Воронежской области Михаила Кривова и Страшила Олега Столповского тоже получились довольно интересными.

А вот Екатерина Пухначева, игравшая сестер-ведьм Гингему и Бастинду, одарила своих героинь истинным красноречием, воплощая величие страха.

– В нашем спектакле Гингема и Бастинда придуманы как сестры-близнецы, и передо мной стояла задача дать им какие-то отличительные черты характера. С Гингемой получилось так, что я шла от внешнего к внутреннему, то есть уже увидев парик и костюм. Мне захотелось сделать ее грымзой со скрипучим голосом. А вот Бастинда – воплощение такого обаятельного зла. Она властная, гордая, сильная, даже манкая, а не а-ля Баба-яга, – рассказала Екатерина Пухначева.

ЭНЕРГИЯ И ЗАРЯД

Спектакль «Волшебник Изум­рудного города» предназначен для семейного просмотра, а дети – это всегда особенная энергия и заряд для артистов. Во время трансляции, когда зал был пустым, каждый по-своему искал для себя вдохновение и настроение.

– Когда играешь на пустой зал, очень не хватает зрительского дыхания в зале и моментальной отдачи. Она ведь не только на поклоне, но и в течение всего действа – это обмен энергиями. Это просто такое ощущение, когда вы вместе дышите и живете. В моем случае у меня есть что-то вроде воспоминания о том, как это было, – рассказала Лилия Юникова. – Эти воспоминания, конечно, не заменяют зрителя, но они помогают. Я представляю, что часть меня – в зале, что я ребенок, зритель.

– В нынешней ситуации опыт трансляции – это все, что мы можем сейчас. Нам это за радость, хотя и несравнимо с игрой вживую. Кураж от того, что ты выходишь на сцену, есть, как и ощущение праздника, но не в полной мере, потому что горящие глаза детей и аплодисменты ничто не заменит. Понятно, что мы можем посмотреть, сколько просмотров собрало видео, и порадоваться этому, но энергии присутствия и взаимодействия не хватает. Мы скучаем по зрителям, – отметила Екатерина Пухначева.

Трансляцию спектакля «Волшебник Изумрудного города» посмотрели более 10 тысяч пользователей.