Газета,
которая объединяет

Привез меня извозчик

Почему с рынка такси уходят традиционные компании
Рубрика: Социум№3 (2464) от
Автор: Наталия Осадчая

На прошлой неделе таксомоторная компания «Желтое такси» объявила, что прекращает свою деятельность с 1 февраля 2021 года. Скорее всего, это не единственная компания, которая в ближайшее время покинет рынок перевозок. Почему – разбирался корреспондент «Берега».

НЕ ХВАТАЕТ ВОДИТЕЛЕЙ

Во время поездки по городу иногда кажется, что по дорогам передвигаются только маршрутные и обычные такси. Последние уже оказались удобным и доступным по цене средством передвижения, а в условиях пандемии еще и более безопасным, чем общественный транспорт. Для кого-то такси и стало общественным транспортом – люди ездят на нем на работу и с работы, обычно кооперируясь с коллегами. Но почему ж при таком высоком спросе компания «Желтое такси», проработавшая на воронежском рынке 18 лет, заявила о грядущем прекращении своей деятельности?

– Нам стало очень сложно конкурировать в борьбе за водителей. Из-за их нехватки мы просто не имеем возможности быстро предоставить автомобиль и выполнить все поступающие нам заказы. Мы всегда поддерживали высокий уровень качества услуг и создали лучшую службу такси в городе, на которую равнялись все остальные, – рассказал «Абирегу» руководитель «Желтого такси» Сергей Костин.

Традиционную таксомоторную компанию, работающую по принципам, сложившимся еще в XX веке, вытеснили с рынка современные технологии, появившиеся благодаря развитию интернета – речь идет об агрегаторах такси.

По словам Костина, такие онлайн-сервисы такси, как «Яндекс» и «Ситимобил», начали предоставлять услуги за более низкую цену и доплачивать водителям за «дешевые» километры, тем самым создав лучшие условия для их работы.

Агрегаторы такси – это компании, которые по интернету и телефону собирают заказы от клиентов и передают их водителям. Официально перевозкой они не занимаются, а играют лишь роль посредника между отдельным пассажиром и водителем или службой такси. Для удобств пассажиров и водителей агрегаторы разрабатывают специальные приложения для мобильных телефонов и ПК – человеку теперь не нужно общаться по телефону с диспетчером: робот примет заказ, сообщит о прибытии машины, уведомит о стоимости.

Водитель может работать на своей машине, на арендованной и, что самое главное, в удобное для себя время.

Недавно таксист, подвозивший меня рано утром, рассказал, что он – бывший военный, привык вставать рано, а потому выбрал работу с 4 до 9 утра.

– Потом я целый день свободен, – пояснил он.

Зарегистрироваться на сайте любого агрегатора нетрудно. В интернете с легкостью можно найти объявления, которые предлагают услуги по регистрации. А на порталах с объявлениями о поисках работы онлайн-сервисы словно соревнуются друг с другом, предлагая зарплату одну привлекательней другой.

Агрегатору таксующий платит за информационные услуги, все остальное – его заработок. Как, впрочем, и расходы на обслуживание машины. Тем не менее водителям такой вид работы кажется более привлекательным, чем в консервативной таксомоторной компании. И что, пожалуй, самое главное, 2020 год объявил о начале новой эпохи – эпохи онлайн.

Впрочем, в каждой бочке всегда найдется ложка дегтя. Водителей не всегда устраивают условия оплаты, которые зависят от времени суток и количества машин на линии. И периодически таксисты устраивают «забастовки», как то было в конце 2019 года. Суть «забастовок» в том, что водители искусственно занижают количество авто на линии, тем самым повышая стоимость проезда, рассчитанную роботом.

СИЛЬНОГО ОПРЕДЕЛЯЕТ КОНКУРЕНЦИЯ

В Воронеже представлены шесть агрегаторов, которые дают загрузку работой водителям, а жителям города – выгодный проезд. Это «Яндекс», Uber, Gett, «Ситимобил», «Везет», «MAXIM». Кроме того, для междугородных переездов и перевозок активно развивается система Bla-bla-car, когда водитель за низкую плату набирает попутчиков.

Не стоит думать, что агрегаторы в эпоху всеобщей онлайнизации живут так уж замечательно.

Взять хотя бы Uber. Компания запоздала с приходом на российский рынок, который уже вовсю осваивал Яндекс. Как результат – американцу пришлось пойти на слияние с более сильным российским конкурентом.

ВЫГОДА ИЛИ БЕЗОПАСНОСТЬ

Есть у меня знакомый таксист Антон. Своей машины у него нет, но каждые два-три месяца возле его дома стоит новое авто с новой надписью – то «Везет», то «Яндекс», то еще какое-нибудь. Проколется с одним – уходит к другому. А

поскольку работодателем агрегатор не является, то Антон периодически возвращается в тот же «Яндекс», но через другую компанию. Агрегатору все равно, что Антон меняет работу и машины по нескольку раз в год, ему без разницы, что Антон за рулем проводит по 16-17 часов в сутки и что частенько вечером я вижу, как он с другим соседом пьет пиво на капоте своей машины в ожидании очередного заказа. Если попадется гаишникам и лишится прав, это будут проблемы исключительно его, Антона.

С собой Антон возит электрошокер – для безопасности. Говорит, пассажиры разные бывают, могут и «в морду дать», а то и вовсе ограбить. Так, в начале декабря прошлого года 38-летний водитель повез пассажиров по Северному району. Клиенты попросили сделать промежуточную остановку на улице Владимира Невского возле павильона. Они вернулись в салон с едой и напитками и начали есть. Водитель сделал им замечание, после чего пассажиры потребовали вернуть деньги за проезд. Конфликт перерос в рукоприкладство, один из пассажиров ударил таксиста по лицу и отобрал у него более полутора тысяч рублей.

А в начале января нынешнего года таксист облил пассажира зеленкой за то, что тот отказался платить, о чем мы уже писали.

Но и пассажир не всегда находится в безопасности, особенно если речь идет о частниках. Так, летом 2019 года 41-летняя женщина отдыхала в одном из кафе Железнодорожного района. Незадолго до закрытия заведения она, изрядно выпив, вышла на улицу и обратилась к мужчине, занимающемуся частным изво­зом, с просьбой отвезти ее домой. По пути женщина передумала, попросила водителя остановить у магазина, чтобы купить алкоголь, и отвезти ее к водохранилищу. На берегу водоема таксист избил пассажирку и отнял у нее золотые украшения и мобильный телефон, после чего выбросил из салона и уехал.

Такси, которое мы вызываем через онлайн-сервис, для пассажира выгоднее, но вот безопасность проезда все еще находится под вопросом.

В классических таксосмоторных компаниях автомобили должны проходить обязательный техосмотр перед выездом на линию, сам водитель перед каждой сменой проходит медкомиссию. Конечно же, и на таких предприятиях нарушения неминуемы: и техник сквозь пальцы может посмотреть на неполадки, и водитель может выпить в пути.

Но у пассажира в случае аварии и получения травм гораздо больше шансов получить с виновного компенсацию за лечение и причиненный ущерб здоровью. А что можно будет взять с Антона, который живет у тещи и даже своей машины не имеет?

Но сколько бы ни говорилось, что на традиционном такси ездить надежнее и безопаснее, человек все равно будет выбирать более дешевый и быстрый способ передвижения. Сейчас это – такси через сервис онлайн, а завтра, не исключено, и общественный транспорт.