Газета,
которая объединяет

«У ребят есть чему поучиться»

Теоретик и практик журналистики – о проблемах коммуникации с молодым поколением

Одни воронежцы знают Ларису Дьякову как преподавателя журфака, другие – как теле- и радиоведущую, третьи – как барда, а четвертые вспоминают известную фразу «комсомолка, спортсменка, наконец, она просто красавица», хотя тот фильм – совсем о других временах. Все эти ипостаси объять невозможно; начнем с первой.

Не надо брюзжать

– Давай обсудим молодежь. Ветераны обычно говорят: «Не та нынче молодежь пошла», хотя она всегда та, просто меняются времена и нравы, а добро и зло уравновешиваются в любую эпоху.

Когда-то я приходил в редакцию «Воронежского курьера», где жрецы настоящей журналистики творили новейшую историю Воронежа и страны. Они знали классическую и современную литературу, создавали на сценах университетские весны, превращаясь в самодеятельных актеров и сценаристов, писали легко и от всей души, и я завидовал многообразию их талантов. А однажды меня поразил директор «Новой газеты» в Воронеже», выходец из «Курьера» Игорь Сидоров: в разговоре кто-то вспомнил строчку Пушкина, и Игорь вдруг начал цитировать «Евгения Онегина»…

Все они красавцы, все они таланты, все они поэты. Сегодня такие есть? Или ушли в совсем иные дебри цивилизации?

– Игорь Сидоров был не просто журналист старой школы, сегодня утраченной, когда в одном человеке сочеталось все необходимое для профессии: наблюдательность, любопытство, гражданская позиция, острое перо, а главное, высокая культура и образованность.

В молодежь я не кину даже маленького камешка. Она всегда зеркалит происходящее в стране и обществе. Я общаюсь с лучшими ее представителями, причем трех возрастов.

В Новоусманском лицее веду занятия в клубе юных журналистов (ребята с 6 по 10 класс), в Воронежском юридическом техникуме редактирую студенческую газету (подростки 15-18 лет), а на журфаке ВГУ учатся как раз «красавцы, таланты и поэты» от 18 и старше. Так что вижу их во всей красе и не стану брюзжать, что они бездарные, ленивые… что там еще? – меркантильные и трусливые. Да, встречаются и такие, но редко. А в основном – энергичные, креативные, технически подкованные, смелые, амбициозные, и даже романтики среди них есть.

Чувство достоинства

– Но они теперь точно меньше читают…

– Да. Но подсунь им книжку – будут читать. Много ошибок делают? А ты их поправь – запомнят, как надо. Они, как губки, все впитывают. И очень не хватает им сталкера, проводника. Мы мало разговариваем с детьми, а они рады бы рассказать о чем-то, для нас не важном и не интересном, а для них очень даже. Как они ждут дня рождения, как всю ночь смотрели фильмы, как играли с друзьями в «Менеджера», как Саша удалил из друзей Катю и Веру в соцсети («дурак какой!»), как сдавали экзамен, как списывали, как репетировали, как у кого-то собака потерялась… Это их жизнь, а мы считаем это пустяками и не хотим об этом разговаривать. И напрасно.

Еще, мне кажется, мы должны не только подтягивать их до своей литературы, кино, театра, увлечений, но и у самих ребят учиться. Помню, студент спросил мое мнение о книге Милана Кундеры «Невыносимая легкость бытия». Она включена в школьную программу, но ему очень не понравилась, и он хотел это обсудить, а я ее не читала. Помчалась в книжный, купила, быстро прочитала (книги я предпочитаю бумажные – в них есть особая прелесть), чтоб быть во всеоружии. Слушаю иногда их музыку, даже некоторые словечки сленговые употребляю, чем привожу ребят в восторг; дистанция между нами сокращается.

Из того прошлого я бы взяла в нашу жизнь веру в социальную справедливость. Она в чем-то была наивной, но тогда юная любовница босса не могла стать его замом или пиар-директором, и кумовство не было таким наглым, как сегодня. Вот молодым и кажется, что идти по головам ради карьеры, доносить, унижать, грубить – норма. Что раболепие, которое мы стыдливо называем субординацией, – тоже норма. И оно как метастазы проникло всюду. А надо бы пробуждать в них чувство собственного достоинства.

В советские времена было намного больше профессионализма, простоты и человечности. Как и веры, что своими силами, умом и талантом можно многого добиться. Нынешние студенты растеряны, не очень верят в будущее, и многие хотели бы уехать из страны.

Я бы взяла в сегодняшний день то, что тогда в нас воспитывали, – бескорыстие, дружбу. Взяла б уроки литературы, на которых детей не на ЕГЭ натаскивали, а прививали нравственность, учили думать, сопереживать. Русская литература очень этим богата.

молодежь Всегда та

– Мы как-то на встрече с выпускниками школы обсуждали литературу, и я заговорил о романе «Прощай, оружие» – это ж не о войне, а о любви; их он просто по возрасту должен восхитить и остаться с ними навсегда. Оказалось, эти юноши и девушки не только его не читали, но и Хемингуэя не знают.

– Да, но у них другие кумиры. Читают модный ширпотреб, бестселлеры. Помню, при знакомстве с первокурсниками в группе был студент Татаринов. Спрашиваю: «Герой какого произведения носил такую же фамилию?» Тишина. «Вы «Два капитана» читали?» Никто не читал. Я сначала пала духом, а потом говорю: «Как вам повезло, ребята! Вам только предстоит открыть эту чудесную книгу. Жду от вас через неделю рецензию на нее». Им понравилось! Один с моей легкой руки однажды прочитал «Судьбу барабанщика» Гайдара и до сих пор вспоминает это с благодарностью.

Наш преподаватель зарубежной литературы Юлия Лысякова порой читает вслух отрывки из Бальзака, Гюго, Манна, Хемингуэя, того же Кундеры… Ребята увлекаются, им хочется узнать продолжение, и они открывают книгу.

Недавно в студенческой среде стало модно дарить книги. Бумажные! Особым шиком считается написать открытку или письмо и отправить его в конверте по почте. Очень мне мода эта нравится.

Есть у меня ученик Саша Пес­ков. Ему 15 лет, он учится в физико-математическом классе. Так вот, он покупает книги современных драматургов, пишет пьесы, миниатюры, ставит их с одноклассниками на школьной сцене, сочиняет стихи, участвует в конкурсах, поэтических батлах. Вокруг него всегда такая «движуха»! Мальчишка на распутье: ему легко даются и физика с математикой, и литература, так куда поступать – на журфак, сценарный факультет, на ПММ, физику? И вот прими решение, когда тебе 15…

– И телевизор молодежь почти не смотрит…

– Новости, интервью и документальные фильмы смотрит и читает в интернете, и часть учится быть успешными у какой-нибудь Бузовой и подражает очередной силиконовой содержанке. Школьницы 7 класса на вопрос, кем они хотят быть, через одну ответили – патологоанатомом. Я чуть не упала! А они объясняют: видели, как девочки в белых халатиках, красивые, с маникюром, макияжем вскрывают трупы в фильмах «След» и «Пес»? И мы хотим.

Студентки-первокурсницы признались, что любят «Давай поженимся». И покраснели: «Вы не подумайте, нам просто смешно, вот и смотрим».

Студенты 3-4 курса журфака смотрят ТВ по необходимости: мы им рекомендуем качественные передачи, фильмы – они должны видеть работы профи. А сами они выбирают интервью с известными личностями, юмористические и музыкальные программы. Лучшим журналистом считают Дудя. Большинство никогда не видели «Дом-2» и политические ток-шоу, а самой интересной передачей называют «Мир наизнанку» с Дмитрием Комаровым.

В общем, все не так плохо, как кому-то кажется. И молодежь наша всегда «та» – как и мы были в свое время.