Газета,
которая объединяет

Эксперимент с драконами

Воронежский художник Иван Горшков представил «неинтеллектуальную выставку»
Рубрика: Культура№9 (2470) от
Автор: Ирина Лазарева

Выставка «Утопия драконов» воронежского художника и скульптора Ивана Горшкова открылась в пространстве гастромаркета «Коммуна», бара «Цензура» и на их верандах в субботу, 6 февраля. Экспозицией, выполненной в смешанной технике, Иван Горшков изучает, как искусство может быть встроено в невыставочное пространство.

«Утопия драконов» – это название кочующей инсталляции Ивана Горшкова, которая пережила уже около десяти различных воплощений в нескольких городах России. В воронежскую экспозицию включены работы, сделанные художником в разное время, в том числе совсем новые.

– Эта выставка – как город, где жизнь проходит по своим законам. Мне интересно было сделать экосистему со своей гармонией, нечеловеческими связями, как будто все образы нашей современности вышли из-под контроля человеческой организации и сами устроили вечеринку, – рассказал Иван Горшков. – Для меня вызов в том, чтобы сделать хорошую выставку в легком формате в среде досуга и развлечения.

– В конце прошлого года вы обустраивали инсталляцию в аттракционе «Перевернутый дом». Весьма неожиданно там увидеть выставку. Но ведь и здесь зритель не всегда готов к целостному восприятию художественного высказывания…

– Здесь нет каких-то сложных работ, требующих прочтения концепции. Все построено на простой драматургии: «хочется и колется», «сладкие и гадкие». Работы сделаны на простых противоречиях, каламбурах. 90% произведения, как говорит мой друг, можно понять, лишь раз взглянув на него и подумав: а на что это похоже, с чем это ассоциируется? Железное, большое, черное, тяжелое, монументальное, но при этом какое-то помятое, поникшее, хромое, смешное – вот эти противоречия. Это может понять и почувствовать человек без специализированного образования.

Дети часто оказываются более адекватными зрителями, чем взрослые. Взрослые требуют объяснений, недовольны, когда им непонятно, что это значит, они хотят смыслов. Несколько лет назад в Санкт-Петербурге на одной выставке проходил мимо семилетний мальчик с мамой и, увидев мой стенд, сказал: «Мама, это круто и крипово (жутко – прим. авт.) одновременно. Прикольно». Мальчик в одном предложении сформулировал всю мою художественную стратегию. Он уловил парадокс. И тогда я окончательно убедился, что не надо копаться слишком глубоко, смыслы на поверхности.

Формат такого художественного высказывания определяется как site-specifiс, суть которого – в адаптации скульптур к специ­фике места. Хочется, чтобы наконец поняли, что искусство – не элитарность или заговор аукционного рынка, не картина, живущая в хрустальном гробу, а жизнь. Это весело и интересно. Сегодняшнее искусство – это современная коммуникация, художник делает высказывание, зритель воспринимает, люди познают через это себя.

– Не боитесь, что ваши работы могут повредить?

– Я надеюсь на разумное отношение, хотя, конечно, экспонаты можно потрогать, сфотографироваться с ними, обняться, но если бить кувалдой, то, разумеется, все можно сломать. Есть экспонаты надувные, они антивандальные. Повредить железо? Тоже не представляю, хотя риски понимаю и готов к ним.

– Скажите, а где заканчивается дизайн интерьера и начинается современное искусство?

– Во время организации выставок в местах развлечений всегда возникает вопрос о том, кто перетягивает одеяло на себя. Многие могут сказать: «Ваня, и не стыдно тебе, в таком возрасте, а все в барах выставляешься, украшательством занимаешься». Пока ты начинающий художник, галереи тебя не ждут, и тебе часто приходится выставляться там, где на это согласны, а потом пытаться «влепить» свою работу между оконными рамами – куда влезет, ни о какой концепции там речи не идет. И ты следуешь этому, пока тебя не заметят.

Выставляться в барах сейчас действительно рискованный эксперимент. Многие мои коллеги так не сделали бы, но мне интересно, как это все может сосуществовать. Лет пять назад одна моя знакомая попросила у меня скульптуры для оформления обувного магазина. Это весело. Тоже проникновение в публичную среду. В «Фейсбуке» тут же стали писать: «Горшков стал подставкой для ботинок», «Пробил дно, ниже падать некуда», «Продался». Вот именно тогда я и задумался о том, как искусство может существовать в интерьере пространства. И понял: главное – как это сделано, в каком контексте. Конечно, если ты живешь в Нью-Йорке, где на каждом углу галерея, а ты выставился в витрине с ботинками – будет так себе. А в Воронеже, где современное искусство вообще под вопросом, где спорят о его легитимности, даже еще о том, что «Черный квадрат» –

искусство или нет, думаю, нужно выставляться и в витринах, и в барах, и на улицах, пока люди не осознают, что искусство – наша жизнь.

СПРАВКА

Иван ГОРШКОВ – один из самых популярных современных художников Воронежа. На всероссийском конкурсе «Инновация-2020» инсталляция «Утопия драконов» принесла художнику победу в номинации «Художник года». Горшков сотрудничает с галереями Marina Gisich Gallery (Санкт-Петербург) и Diehl Gallery (Берлин). Его персональные выставки проходили в Воронеже, Санкт-Петербурге, Москве, Вене, Берлине, Париже и Будапеште.