Газета,
которая объединяет

Человек и его город

Рубрика: Люди дела№21 (2482) от

Мы редко задумываемся, как стремительно меняется мир вокруг нас. Незаметно день за днем что-то появляется и исчезает, и часто – навсегда. Вещи, предметы, здания меняют свои очертания. Город постоянно изменяется под стать нам, но и нас самих тоже меняет. «Берег» продолжает рубрику «Лица Воронежа», герои которой – жители нашего города: от самых обычных служащих и рабочих, врачей и учителей, продавцов и предпринимателей, художников, музыкантов и артистов до известных руководителей, политических и общественных деятелей, почетных граждан Воронежа, ярких представителей культуры и искусства… Какой он, сегодняшний житель мегаполиса, что значит для него город, в котором он живет?

Константин Петрович ТОЛОКОННИКОВ, профессиональный фотограф:

– Я родился и рос на окраине Воронежа, на Машмете – в районе промышленном и не очень обустроенном, но зато с двух сторон окруженном лесом, а с третьей – выходящем на берег водохранилища. Мой отец – машинист тепловоза, а мама – мастер-технолог швейно-раскройного производства. Я с детства любил музыку и мечтал стать крутым гитаристом. Рок-музыкантом я не стал, но с большим удовольствием почти десять лет выступал баритоном в составе мужского хора народного ансамбля «Весенние зори». А еще с ранней юности я очень любил взять фотоаппарат и пойти в лес: там была красота, которую хотелось запомнить. Менялись марки фотоаппаратов, шли годы, снимки становились все глубже и выразительнее, пока фотография не стала моим стилем и образом жизни. Наверное, в том числе и это мне помогает жить по принципу «Каждый новый день – главный».

Я не просто ощущаю себя частью Воронежа… Это мой родной город, в котором я родился и провел большую часть своей жизни. Мы с вами живем в очень красивом городе, чтобы в этом убедиться, вам нужно посмотреть на мои фотографии с видами Воронежа. Я уверен, что мое творчество однозначно меняет окружающую нас действительность. Но только на моих снимках. Я показываю мир таким, каким видят его мои глаза, и опираюсь на свое воспитание, восприятие окружающего мира, насмотренность и т.д. Все это может отличаться от взгляда других людей.

Мой личный мир каждый день меняют мои самые близкие люди: родители, жена, мои сыновья… А наш город в свое время изменили Сабуров Семен Федорович, основатель нашего города, Петр I Великий, избравший Воронеж колыбелью российского флота, и Юра Клинских своим остросоциальным творчеством, ставшим незабываемым аккомпанементом моего счастливого детства. Наталия Витальевна ДАШКОВА, психолог:

– Мое воронежское детство было сказочным! Родители были молодыми, веселыми и очень любили меня. Моя мама – педагог, всю жизнь работала с детьми: сначала – в детском саду, позже – в Доме ребенка. Мой папа – журналист, член Союза журналистов России и Союза писателей России. Думаю, оттуда, из тепла моей семьи и берут свои корни самые главные даты моей жизни – рождение моих детей. Нет ничего, что могло бы соперничать/конкурировать с этим чудом.

Ощущаю ли я себя частью Воронежа? Конечно. Здесь живут мои родители, мои друзья, здесь моя любимая работа. Хотя иногда хочется надеть длинные цыганские юбки и в расписном микроавтобусе укатить в дальние дали... Вдруг там меня тоже ждут?

Важные для меня три имени Воронежа… Во-первых, это протоиерей Геннадий Заридзе. Этот человек при жизни стал духовным лидером нашего края. Лично знаю тех, кто и не надеялся на чудо, но после общения с ним словно получал второе дыхание.

Еще один человек, который реально меняет действительность – это Наталья Борисовна Юдина, заведующая онкогематологическим отделением ВОДКБ №1, врач от Бога. Коллектив, которым она руководит – это команда профессионалов, реальных ангелов-хранителей воронежских ребят с онкологией, их мам, пап и близких...

И, конечно, моя дорогая Полина Андреевна Бороздина. Литературовед, декан филфака ВГУ, гуру, учитель, друг. Ее уже нет в живых, но те долгие разговоры в ее квартире на Театральной останутся навсегда в моем сердце.

Считаю ли я, что моя работа меняет окружающую действительность? Я очень на это надеюсь. С 14 лет осознала себя психологом и шла к этому, преодолевая все сомнения. Главные мои «поражения» – это страхи быть собой, быть кем-то непонятой, которые терзали меня довольно долго, но сам процесс преодоления сделал меня сильнее. Раз я смогла измениться, значит, смогут и те, кто идет ко мне за помощью. А значит, и мир меняется… Но по большому счету я ничего не хочу менять. По крайней мере, не в этой вселенной. Пусть все движется по своим законам. Сегодня в Воронеже мое сердце согревает память о людях ушедших, которых я любила, и ныне живущие, которых люблю.

Сергей Владимирович БОРОДИН, адвокат:

– Я – курянин в трех поколениях, поменявший место жительства после студенческих лет. Воронеж для меня не просто точка на карте. Это город моей судьбы и моей семьи, город моих друзей и моих побед. Пожалуй, нет ни одного района или квартала города, которые бы оказались за периметром тех дел, событий или мероприятий, что я проводил как профессионал или переживал как горожанин.

Вырос я в замечательной трудовой семье, отец – мастеровой в литейном цехе, мама – служащая на производственном предприятии. Родители подарили мне счастливое советское детство: новогодние елки в Доме культуры с шарами и мандаринами, пионерские костры в летнем лагере, секции велоспорта, дзюдо и хоккея, школьный театр и субботние

вечера в качестве ведущего молодежной дискотеки, лидерство в комсомоле и победы в олимпиадах по математике и французскому языку. Золотая моя медаль на выпускном вечере была наградой и моим родителям.

Важных событий в моей жизни состоялось довольно много, однако главными они еще не стали, потому что многое еще «в движении», но совершенно точно, что выбор жены, профессии и отечества, уложившиеся в пятилетку с 1985 по 1990 год, – состоялись окончательно.

По поводу того, меняет ли моя деятельность окружающую действительность… Не могу претендовать на то, что способен изменить мир, но вот несколько человеческих судеб я точно спас и от сумы, и от тюрьмы.

Мои «три имени Воронежа»? Платонов, Крамской, Митрофан Воронежский!