Укротили с аншлагом

Танцевать и придумывать
«Укрощение строптивой» – пожалуй, один из лучших танцевальных проектов Большого театра последнего десятилетия. Балет был поставлен в 2014 году и сразу стал событием, так как Жан-Кристоф Майо впервые в истории создает балет не со своей труппой, а артисты, занятые в нем, становятся его сотворцами.
Изначально балет ставился на пару солистов – Екатерину Крысанову (Катарина) и Владислава Лантратова (Петруччо). Хореограф исходил из их индивидуальности, изучал пластические возможности каждого из них, но в итоге создал достаточно жесткую структуру спектакля, которой потребовал следовать.
– Жан-Кристоф не упускает никаких нюансов, мы четко следуем задуманным схемам, характерам и отношениям. На сцене показываем не игру в любовь, а настоящее вспыхнувшее чувство, – говорит прима-балерина Большого театра Екатерина Крысанова. – Не могу сказать, что в этой роли я исполняю себя, но героиня мне подходит по темпераменту и пластическому рисунку. Для меня здесь все удобно поставлено и все понятно, я не испытываю проблем и преодолений. Но в жизни я не такая, как Катарина, хотя она мне очень понятна. Она открытая, живет на максимуме.
В ходе пресс-конференции Владислав Лантратов признался, что хореограф не сразу увидел в роли Катарины заслуженную артистку России и приму-балерину Екатерину Крысанову, ей пришлось этой партии добиваться. Зато потом, после четырех месяцев работы, постановщик не мог и представить какую-то другую пару главных исполнителей. Позже танцевать «Укрощение строптивой» стали также Кристина Кретова и Денис Савин. Воронежцы могли увидеть оба состава.
Современность под классику
Жан-Кристоф Майо, ставя по Шекспиру и под музыку Шостаковича, всячески старается не утомить зрителя: здесь артисты строят гримасы и дурачатся. В фарсе событий Катарина, словно каратистка, разгоняет женихов своей сестрицы, а Петруччо со всей драматургической наполненностью образа вваливается на сцену пьяным.
Звучит, кажется, совершенно вольный коллаж из произведений Шостаковича: около 25 музыкальных фрагментов композитора, которые он сочинял для кино, объединены в единую партитуру и раздаются из оркестровой ямы. Семья Дмитрия Шостаковича на подобный эксперимент – а звучат «Овод», «Одна», «Пирогов» и «Софья Перовская», «Песня о встречном» («Нас утро встречает прохладой») – дала хореографу разрешение.
– Мне кажется, хорошо, что Жан-Кристоф Майо не обращал внимания на существующие традиции или не знал о них, а потому выбрал ту музыку, которая, на его взгляд, очень подходит к тому, что творится на сцене. И удивительно, но смотрится это настолько «бесшовным», хотя в этом балете столько всего намешано. Зрители могут удивляться и улыбаться от того, что звучит все очень разноплановое, но как это интересно получается, – поясняет Владислав Лантратов.
Большой театр впервые за гастрольную жизнь приехал без своего оркестра, музыкантов взяли воронежских, но дирижировал ими приглашенный специалист в Большом и музыкальный руководитель балета в Михайловском театре Алексей Репников.
Счастливый автор
Постановка «Укрощение строптивой» в 2015 году была удостоена национальной театральной премии «Золотая маска» в номинациях «Лучший балетный спектакль», «Лучшая мужская роль» (Владислав Лантратов), «Лучшая женская роль» (Екатерина Крысанова). Артистка балета уверена, что Шекспир – ее счастливый автор, так как в 2019 году она вновь получила национальную премию за роль в современном балете «Ромео и Джульетта», где выступает в паре с тем же Лантратовым.
Апрельские гастроли Большого театра в Воронеже со стопроцентной рассадкой в зале театра оперы и балета состоялись, в общем-то, благодаря закрытым границам. Переговоры о выступлении прославленной труппы на Платоновском фестивале искусств велись давно, но не получалось из-за плотного графика Большого театра.
– Воронеж – балетный город со своей школой, я знаю ее учеников, которые работают сегодня в лучших российских и даже мировых театрах. Мне бы очень хотелось, чтобы сложилась традиция показывать здесь наши спектакли, – сказал руководитель балетной труппы Большого театра Махар Вазиев.