Газета,
которая объединяет

«Быть артисткой – моя судьба»

Прима Светлана Носкова – о театральном закулисье, силе воли и современном балете
Рубрика: Культура№30 (2491) от
Автор: Ирина Лазарева

Цветы, овации, признание – в Воронежском театре оперы и балета состоялся бенефис Светланы Носковой, которая накануне получила звание заслуженной артистки России. Прима-балерина исполнила партию Шахерезады в балете «Тысяча и одна ночь».

КРАСКА ХОРЕОГРАФА

– Про балет «Тысяча и одна ночь» говорят, что это фольклор арабских стран, переведенный на язык классического танца. Насколько вам близка такая семантика и как станцевать, по сути, «народное» в классике?

– Во мне течет восточная кровь, поэтому спектакль по своему колориту мне по душе. Моя мама – татарка по национальности.

Я начала учить эту партию в 2006 году, а моя премьера состоялась в Америке на гастролях. Балет очень востребован воронежской публикой, и несмотря на то, что он идет очень давно, по-прежнему собирает аншлаги. Это, конечно, придает сил, и все получается.

– А ваши корни способствовали поиску драматического или танцевального рисунка партии? Влияют ли на отношения с партнером, с мужчинами?

– Я стараюсь быть самоуверенной. Наверное, в каких-то ситуациях даже много на себя беру, по максимуму – все сама. Это не свойственно восточным женщинам, но это диктует сама жизнь: у меня семья, двое детей, работа, которая требует огромных усилий и самоотдачи. Перекладывать ответственность за свою жизнь не на кого. И это не в моем стиле.

Что касается партии Шахерезады, то в спектакле я – краска в руках постановщика и средство выразительности.

ХОЧУ И БУДУ

– Если бы родители не отдали вас в балет, вы бы стали балериной?

– Думаю, да. Это же моя судьба, и она была мне предначертана. Папа был художественным руководителем вокально-инструментального ансамбля, а мама окончила Воронежское хореографическое училище. Артисты! И в такой творческой семье, когда я в детстве по всем закулисьям прошла и ощутила этот вкус – сцены, костюмов, оваций, – мне было предназначено стать артисткой.

Когда мама предложила пойти в балетное училище, у меня не возникало вопросов – почему и зачем, потому что в десять лет я совершенно не понимала, что я хочу делать, кем стать в будущем. Это, возможно, сегодня дети очень продвинутые, на «ты» с интернетом. Тогда этого всего не было. Я пошла и попробовала, и сейчас абсолютно уверена, что все получилось правильно. Но надо сказать, что это не было маминой прихотью – ты будешь заниматься балетом и точка. Это было ее предложение.

– А когда пришло осознание, что вы готовы сделать балет профессией?

– Когда мы учились в балетном училище, уже участвовали в постановках театра. Один из первых моих выходов на сцену состоялся в детском спектакле «Золушка», мы там танцевали часики, мышек. Я прошла все классические спектакли в кордебалете – «Жизель», «Лебединое озеро», «Спящая красавица». У меня все получалось, не было нареканий со стороны педагогов, и я просто шла ступень за ступенью.

Когда я училась на втором курсе, меня позвали на гастроли нашего театра во Францию. Там балерина Большого театра Елена Андриенко, которая танцевала Аврору в «Спящей красавице», просто поразила меня своей работоспособностью, волевым характером, и я поняла, что тоже так хочу. И что я такой буду.

Так что, придя в театр на работу, сцены уже не боялась. Но знакомство с Еленой Андриенко меня подстегнуло, я поняла, что должна быть ведущей солисткой и не сдаваться, преодолевать любые сложности, которые весьма нередки в нашей профессии.

– После этого вы уже и сами станцевали Аврору. Палитра ваших партий богата. А что больше по душе?

– Я лирическая балерина, и мне нравится лирическая классика. «Тысяча и одна ночь», конечно, выбивается из этого представления. Но мне кажется важным не зацикливаться на одном характере или роли, потому что в нашем деле важно себя проявлять, быть разной, находиться в поиске. Не попробовав что-то, никогда не поймешь, на что ты способен. Возможности твоей пластики могут совершенно неожиданно раскрыться.

К современной хореографии я отношусь настороженно, потому что я под другое «заточена», но все-таки она тоже привлекательна своей свободой. И я рада, что сейчас у нас проходят фестивали современного танца, приглашаются режиссеры для работы с нами. Это интересно. Тем не менее моя территория – это классика.

– А как в вас уживается лирическая героиня и волевая женщина?

– В театре, на работе я одна, а дома другая. Я могу позволить себе быть мягкой внутренне, когда этого требует роль, но на репетиции у меня к себе строгие требования. А дома я – строгая мама, люблю, когда все по полочкам разложено. Ну, я разная – так все и уживается.

– Дочь планируете отдать в балет?

– Ей всего три с половиной года, пока рано об этом думать. Но иногда наблюдаю, что она ножки как-то правильно, красиво вытягивает. Посмотрим. А сын, например, категорически отказался идти в балет. Он занимается спортом.

– Если опустить суть деятельности, а говорить только о работе над собой, между спортом и балетом можно поставить знак равенства?

– Можно. И то и другое – это характер, но он воспитывается постепенно. И в спорте, и в балете ставится цель, которую нужно достигать. И там и там – тернистый путь: слезы, боль, ограничения. Иногда нужно сдерживать свои желания. Например, когда я училась, педагог запрещала нам кататься на коньках, потому что они очень сильно влияют на колени. И это правильно, потому что нужно себя беречь.

«Я ВЕРНУЛАСЬ ДОМОЙ»

– После училища вы несколько лет танцевали в Краснодарском музыкальном театре, вас пригласили сразу на ведущие партии. Как вернулись в Воронеж?

– Я действительно уехала в Краснодар исполнять сольные партии, а как сложилось бы в Воронеже на тот момент, не знаю, хотя я уже бывала с труппой на гастролях, принимала участие в репертуарных спектаклях. Когда довелось вернуться, была очень рада, потому что возвращалась я домой. Директор (на тот момент) Воронежского театра оперы и балета Игорь Непомнящий приехал в Краснодар, чтобы обсудить какие-то вопросы с нашим руководителем. Мы с ним встретились, и он мне сказал: «Света, возвращайся уже к нам. Домой».