Газета,
которая объединяет

«Кострома» – для Воронежа

Столица Черноземья стала финальным пунктом тура по городам воинской славы
Рубрика: Культура№34 (2495) от
Автор: Ирина Лазарева

Восемь тонн декораций, более тысячи предметов реквизита, триста исторических костюмов – масштабный спектакль привез в Воронеж Русский национальный балет «Кострома».

Артисты сделали тур по пяти городам воинской славы в формате благотворительного автобусного марафона, побывав со своей постановкой в Белгороде, Брянске, Орле, Курске и Воронеже. Тур «Домой с Победой» приурочен к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, он должен был состояться прошлой весной, но из-за эпидемиологической ситуации гастроли смогли организовать только сейчас. В столице Черноземья коллектив принял Городской Дворец культуры. Концерт состоялся 20 мая при 80-процентной наполняемости зала.

ПАМЯТИ ГЕРОЕВ

– Впервые этот героико-исторический тур мы задумали в 2015 году и провели его по девяти городам-героям. Затем решили показать свой спектакль в городах воинской славы. В Воронеже, знаем, шли ожесточенные бои на протяжении 212 дней и ночей, советские войска не отдали город оккупантам, держали до последнего оборону. И если бы город сдался фашистским захватчикам, то неизвестно, каким был бы исход Сталинградской битвы, – рассказала продюсер тура «Домой с Победой», заслуженный работник культуры России Елена Царенко. – Наш проект несет культурно-просветительскую миссию и является не только подарком для ветеранов, оставшихся в живых, но и посланием в будущее. Важно, чтобы все помнили о том, какой ценой завоевана победа.

Сам спектакль – это полотно, почти что кружево, которое плетет из зарисовок жизни режиссер Юрий Царенко. Невербалика, по большей части используемая в постановке, является самым ярким выразительным средством: картины, выстроенные друг за другом, рисуют в воображении хронологию войны: от беззаботного отдыха – до боев у стен рейхстага; от юношеской наивности – до мужества в каждом поступке.

Лишь малейшее упоминание темы войны – любым средством выразительности – способно пробрать до мурашек, но по-актерски правильно расставленные акценты, правильно произнесенное слово может и вовсе перевернуть все внутри, даже прожонглировать пластами человеческих душ. В третьей картине спектакля зрители увидели «Мать ста миллионов сыновей» в исполнении заслуженной артистки России, народной артистки Молдавии Светланы Тома.

– Я попала в этот проект неожиданно для себя, – призналась артистка. – Мне не приходилось участвовать в настолько мощных и сложных проектах, в моей биографии это новый опыт. Спектакль «Домой с Победой» – это эмоциональное потрясение, его надо смотреть. Так бывает, когда над постановкой работает команда. Русский нацио­нальный балет «Кострома» – это замечательный коллектив, внутри все так организовано, начиная с закулисья, что это превращается в отдельную картинку.

СИНТЕЗ НА СЦЕНЕ

Спектакль «Домой с Победой» – это синтез живой музыки, драматической игры, хореографии, реалистичных декораций. Здесь снег, дым, лазерная анимация и видеопроекция с кадрами документальной хроники с мест реальных событий Великой Отечественной войны, позаимствованной на «Мосфильме». В этой почти бессловесной истории отражены главные этапы страшной пятилетней войны в деталях, вещах, предметах и символах, которые определяют память человека, говорит Юрий Царенко. На сцене можно увидеть фотоаппарат 30-х годов, солдатские каски 1953 года выпуска, печку-буржуйку, разную военную атрибутику и аксессуары тех лет, а также костюмы и солдатскую форму, соответствующие моде 1930–1940-х гг. Над их изготовлением работали Московская мастерская исторической реконструкции костюмов, мастерская Михайловского театра Санкт-Петербурга и театральная мастерская «Лена-Лайн». Специально к «Домой с Победой» подобраны точные копии вагона-теплушки (который не удалось вывезти на сцену Городского Дворца культуры), грузового автомобиля, оружия. Танки и авиация «оживают» с помощью анимации.

– Этот спектакль я делаю бесстрашно, потому что в нем заложена правда. И моя ответственность в этом – транслировать правду до деталей, мелочей. С таким посылом я приступал к работе, это и старался передать зрителю через артистов, – рассказал Юрий Царенко. – Бывая в городах-героях, городах воинской славы, мы с артистами всегда посещаем мемориалы памяти. Так артисты становятся причастны к земле, на которой им предстоит работать. Это еще больше дополняет ту правду, которую они несут со сцены.

Режиссер убежден, что искусство границ не имеет, а потому любой спектакль постоянно дорабатывается. Побывав в разных городах на гастролях, постановка «Домой с Победой» тоже видоизменялась, приобретая в том числе

региональные контексты. К примеру, в Брянске создателю спектакля рассказали о мощном местном партизанском движении, и его это так поразило, что один из артистов, исполняющий на тот момент дворника, надел телогрейку и взял ружье – так появился партизан, его ввели в основную линию.

– Воронежский контекст тоже есть в нашем спектакле. В сцене с военной почтой первое письмо получает солдат из Воронежа, – объясняет Юрий Царенко.

ДО СЛЕЗ И ОВАЦИЙ

Структурно спектакль поделен на два отделения: первое посвящено военным действиям со свистом пуль, а второе – уже поздравлениям с праздником Победы.

– Дух единения многонациональной страны словно продолжение голосов солдат, прозвучавших в спектакле на разных языках народов СССР (картина «Темная ночь», где письма зачитывают на разных языках). В программу отделения вошли номера «Большой казачий пляс», «Татарская весна», «Ритмы Кавказа», «Легенда Севера» и другие, – рассказали организаторы тура.

Между танцевальными номерами песни, без которых трудно представить Победу, зрители исполнили вместе с заслуженным артистом России, вокалистом Василием Пьяновым.

Героико-исторический тур «Домой с Победой» осуществляется при поддержке Фонда президентских грантов, Министерства культуры России, администрации Костромской области. В Воронеже проект поддержало городское управление культуры.