Стихийный погост
Дирекция Воронежского биосферного заповедника выступила с заявлением о драматической ситуации, сложившейся на Краснолесном участке лесничества из-за образовавшегося здесь с прошлого века стихийного кладбища. По мнению специалистов, наличие этого погоста грозит заповеднику непоправимыми экологическими последствиями.
Кладбище, где хоронят своих умерших жители Краснолесного и Центральной усадьбы заповедника, является несанкционированным, его деятельность не регулируется никакой организацией, погост никто не охраняет. Судя по заявлению дирекции, захоронения здесь производятся по принципу «как бог на душу положит». Могилы здесь расположены хаотично, что делает проход к местам захоронений трудным занятием.
При этом сам заповедник не выдает разрешений на установку намогильных сооружений и могильных оград.
Дирекция обратилась к гражданам с предупреждением о том, что заповедник не рекомендует людям, особенно пожилым, находиться на территории стихийного кладбища – из-за повышенной опасности: могут упасть аварийные деревья или крупные ветки (ведь за погостом никто не следит).
В заявлении также сказано, что бесконтрольное расширение кладбища на федеральной территории с конца XX века стало создавать серьезные проблемы для выполнения основной деятельности заповедника – охраны природных территорий. Отмечаются сильнейшие антропогенные нагрузки на территорию, в том числе близлежащих выделов, внедрение растений-интродуцентов в естественные биогеоценозы заповедника с посадок на местах погребения, загрязнение мусором. В результате санитарная и пожарная обстановка в границах заповедника становится далекой от благоприятной.
Ученые напоминают, что искусственные цветы и венки, которые в большом числе имеются на погосте, выделяют немалое количество токсичных веществ, загрязняя почву, воздух и грунтовые воды, и это настоящая экологическая катастрофа. Потому что срок разложения пластика – в среднем 500 лет.
В Воронеже за деятельность городских погостов отвечает МКУ «Администрация городских кладбищ», но место захоронений в лесничестве ему не передавалось, поскольку является самовольным.
КСТАТИ
Администрация Воронежа пыталась оформить участок в муниципальную собственность для формирования и узаконивания кладбища, на что получила отказ дирекции заповедника.