Газета,
которая объединяет

«Это народный фотоальбом»

Воронежец продолжает восстанавливать память о страшной войне в редких снимках
Рубрика: Судьбы№41 (2502) от
Автор: Ольга Бренер

Наша газета уже рассказывала о воронежце в четвертом поколении Александре Березянском, который собирает по всему миру уникальные фото о нашем городе и на их базе создал в сети «Фейсбук» группу «Воронеж глазами поколений».

Группа открыта и мобильна – каждый день она пополняется воронежцами и ценителями Воронежа со всего мира и благодаря новым выставленным фото память о городе XX века становится все более объемной и живой. Не так давно Александр Березянский начал формировать новую фотоколлекцию о военном Воронеже, собирая по всему миру, выкупая на интернет-аукционах редкие фотографии. Эти снимки помогают разглядеть военную историю в новом ракурсе – ту историю, о которой не прочтешь ни в одном учебнике. «Берегу» Александр Березянский рассказал о работе над новой коллекцией.

– Создавая эту группу в соцсети, я очень хотел, чтобы ее члены достали старые семейные альбомы, что годами, десятилетиями хранились в домашних шкафах и сундуках. Там – частица не только их семьи, но и всей нашей жизни. И вот когда на свет стало выходить столько прежде неизведанного, я уже не мог остановиться. Появились уголки города, которые давно исчезли с воронежской карты. Ну где еще теперь можно увидеть трамвайную линию вдоль реки Воронеж?

– Это не моя фотоколлекция – это народный фотоальбом. Единственное, что могу назвать в ней своим – снимки, которые приобрел на аукционах. Да и здесь я, пенсионер, сам бы никогда не потянул покупку всех этих раритетов, если б не помощь членов нашей группы. Ведь эти фото могли бы и дальше лежать без движения – а теперь их видят и ждут новых снимков миллионы людей из России, Америки, Ближнего Востока, Европы, Азии.

– Конечно, война – это историческая память и моей семьи. Отец шел от Сталинграда до Румынии, но ни разу не был ранен. А вот моя сестра, которой в 1942 году было полтора года, получила тяжелую контузию в Саду пионеров 13 июня 1942 года. Семейные рассказы моей мамы о тех днях накануне оккупации города побудили меня записать все эти воспоминания. И я всегда радуюсь, когда получаю новое, незнакомое прежде фото города из самой атмосферы тех воспоминаний.

– Когда-то в интернете я увидал снимок нашего ЮВЖД образца 1942 года. Посмотрел – чей он и откуда. Оказалось, его выставила немка Моника Хюттер. Разыскал все ее координаты и написал ей в Германию. Она ответила быстро. Рассказала, что это фото в Воронеже сделал ее отец. В оккупированном городе он служил в немецком лазарете санитаром. От Моники же я получил фото двора этого лазарета и установил, где он располагался – это нынешний большой дом на Заставе, который стоит буквой «П». Моника прислала мне файлы еще нескольких фотографий того периода, которые сохранились от отца. Я увидел Обком ВКП(б), снятый, видимо, перед самым бегством немцев из Воронежа. Тогда я сделал для себя открытие, увидев колючую проволоку вдоль периметра главной площади: немцы перекрыли обком, который заминировали перед отступлением. Много их ходило летом и осенью по его коридорам – есть фотографии и оттуда. А раз потом оградили проволокой, значит, уже сделали наш обком взрывоопасным.

Сейчас воронежцы приво­зят мне домой фото из семейных альбомов и даже тре­угольники писем с фронта. В каждом письме и альбоме – тоже целая история войны. Я все это сканирую. Вот такое достояние нашей группы.

– Как-то рыская по нашим и зарубежным сайтам в поисках Воронежа, увидал знакомые черты вокзала. На одном фото вдруг заметил немца, который позировал с автоматом на фоне центрального фасада здания, где сверху читалось «ВОРОНЕЖ» (см. фото). Еще одна интересная находка – фото мотоциклиста вермахта на нашей главной площади.

Но, пожалуй, самая ценная и страшная находка – фото, где фашист позирует рядом с повешенным на фонарном столбе стариком напротив центрального входа в Кольцовский сквер. Самое главное для меня в этом снимке – внешность повешенного старика, на мой взгляд, идентична с внешностью воронежского художника Александра Бучкури. Я специально сверял по деталям. А ведь официальная версия пока лишь говорит о том, что немцы художника убили, но как и где – неизвестно.

– Мне 75, моей сестре 80. Сестра видела бомбы, которые летели на людей, я видал пленных немцев уже в послевоенном городе. Сейчас мы тоже стараемся оставить все это в коллективной памяти воронежцев. В молодых память глубокого заложения о нашем городе уже почти не сохранена. Вместо нее – закостенелые стереотипы из учебников. Поэтому я чувствую, как важно нам сейчас успеть «расшевелить» наши воспоминания для молодых воронежцев через нашу группу в соцсети.