Газета,
которая объединяет

«В театре нет никаких правил»

Главреж Театра имени Вахтангова Юрий Бутусов – о границах художника и свободе самовыражения актеров
Рубрика: Культура№42 (2503) от
Автор: Ирина Лазарева

Спектакли в постановке главного режиссера Театра им. Евгения Вахтангова Юрия Бутусова – цельные художественные композиции, которые рождаются от… раздражения. Конечно, это условность, но именно она помогает Бутусову творить, все время находиться в поиске и исследовать театр.

О статусе профессии, актерском образовании за деньги и ошибках современных драматургов Юрий Бутусов поговорил со зрителями Платоновского фестиваля искусств на творческой встрече.

К КЛАССИКЕ – С НЕБРЕЖНОСТЬЮ

– Юрий Николаевич, актеры часто воспринимаются как заложники художественных замыслов режиссера. Для вас актер – функция или же он имеет право на свободу самовыражения и фантазию в рамках своей роли?

– Актер для меня не может быть функцией, потому что режиссеры – гораздо большие заложники актеров, чем кажется. Я часто слышу, что актеры зависимы от постановщиков, но это работает в обратную сторону гораздо сильнее. Если рядом нет человека, который может находиться в диалоге с тобой, понимать тебя, быть твоим свободным соавтором, все остальное бессмысленно. Никакая режиссерская конструкция не может существовать сама по себе. В театре есть тело, кровь, сердце. И его сердце – однозначно актер.

– Вы работаете и с классикой, и с современными пьесами. В чем разница режиссерского подхода к текстам?

– Классика перестает быть мертвой, когда ты относишься к ней с легкой небрежностью, свободно интерпретируешь. Когда ты ее не боишься, она может открыться тебе разными сторонами и смыслами и они могут засверкать по-особенному. Когда ты работаешь с современным материалом, к нему нужно быть внимательным и ценить его.

Но сейчас встречаются пьесы, которые, как мне кажется, замкнуты в себе. И в этом особый интерес нашей профессии – дать им воздух, «раздышать» их. Пьеса Зеллера «Сын», спектакль по которой я показал на Платоновском фестивале, очень сюжетна, хотя в ней нет шекспировских философских и лирических отступлений. Они не заложены преднамеренно, но они существуют. В пьесе есть какая-то скупость формы, и мне хотелось дать этому воздух, выйти за рамки сюжетного треугольника.

– Какие вы наблюдаете проблемы у современной драматургии?

– Никто не знает, что с ней делать, и она остается замкнутой в лабораторной системе. Современную драматургию играют в малых пространствах и не дают ей выйти на большую дорогу. А это приводит к тому, что драматурги начинают отвечать на этот запрос, и режиссеры привыкают к такому раскладу, перестают думать о том, что там могут быть заложены какие-то интересные смыслы, способные повлиять не на сотню человек, а на тысячу.

Я думаю, что должно сформироваться движение режиссеров, которые будут работать с современными текстами на больших пространствах. Когда драматурга включат в эту орбиту, качество текста может стать другим.

ПРАВО НА СВОЙ ВЗГЛЯД

– Режиссер в современном театре имеет абсолютную власть над текстом – может его сокращать, переставлять части местами, даже переписывать. Интерпретирует как хочет. У всевластия режиссера есть ли граница?

– Никаких красных флажков не существует, их и не должно быть в нашем деле. Я за тот театр, который призывает к диалогу, у которого есть достоинство. Но в театре нет никаких правил. Не всегда те ходы, которые предлагает режиссер и которые не соответствуют вашему видению, не имеют смысла. Необычное видение может открыть новые смыслы.

Режиссер – это авторская профессия, а не обслуживающая. Мне не интересно заниматься этим, если я не имею права на художественное высказывание и собственное понимание текста. И стараюсь, чтобы мое понимание было содержательным.

Мне кажется, что уже сформировалась какая-то зрительская оголтелость в своем праве судить. А я хочу диалога, хочу, чтобы меня тоже учитывали. Я говорю не конкретно о себе в данном случае, а в целом о режиссерской профессии.

В НАПРАВЛЕНИИ СЧАСТЬЯ

– Вы набрали свой первый курс в ГИТИСе. В каком направлении поведете студентов? Хотите в чем-то изменить современное актерское образование?

– Я хочу вести своих студентов в направлении счастья, хочу сделать их содержательными людьми. Я думаю, что педагогика заключается в человеческом понимании. Я хотел бы, чтобы они стали людьми, которые выбирают театр, а не сериал, потому что только здесь происходит настоящее, остальное вторично.

В учении сегодня потеряна, на мой взгляд, педагогическая ответственность, не хватает строгости, мы стали бояться сделать замечание – это какой-то перекос для меня. И таким образом теряется содержательный смысл, который существует между мастером и студентом в педагогическом процессе. Фундамент взаимоотношений сегодня – равенство и внимание, но не хватает игры, когда мы представляем, будто я – очень строгий мастер, а студенты – чересчур ученики. Это способно привести к свободе сотворчества.

Что касается профессии как таковой, то в мире существует огромное количество методик, все развивается, возникает новое. Студентам важно дать весь профессиональный инструментарий. Я, например, не обожествляю Стани­славского, потому что есть еще Брехт, Шекспир. Это все разное, но все ценное.

– Как вы относитесь к платному актерскому образованию?

– Плохо. Думаю, это даже не стоит подробно объяснять.

ПОД ТЕКСТ

Непривычный Бутусов

Современную трагедию о кризисе коммуникации в семье по пьесе Флориана Зеллера «Сын» сыграли на сцене Воронежского концертного зала. Юрий Бутусов поставил спектакль с труппой Российского академического молодежного театра.

– Эта пьеса Зеллера – о Гамлете в каждом из нас. Я прочел все пьесы драматурга, у меня нет предубеждений по поводу классических и современных текстов – всегда выбираю то, что меня трогает. Пьеса «Сын» очень впечатлила тем, что это не судьба одного ребенка, а история человеческой души. Маленький Николя живет в каждом из нас. Проблема отцов и детей – вечная тема, – говорит Юрий Бутусов.

В постановке много музыки, крика, «ломаной» актерской игры. И даже сценография у Бутусова – продолжение единой композиции, которая не создает антураж, а возникает как ответ на действительность. После премьеры «Сына» критики писали, что это непривычный для многих Бутусов, в спектакле он выглядит лаконичным и ясным, не предлагая публике каких-то особенных ребусов. Впрочем, он все же остается верен своему почерку.

Актерские работы тоже впечатляют. Евгений Редько и другие задействованные в постановке актеры – Александр Девятьяров (играет роль отца Пьера), Татьяна Матюхова (Анна), Виктория Тиханская (София) – все до одного демонстрируют удивительную актерскую гибкость в палитре разноплановых задач, определенных рамками спектакля. В итоге – можно наблюдать мощнейший актерский диапазон блистательного ансамбля.