Газета,
которая объединяет

Ты нужен многим

Как абитуриентам не сойти с орбиты высшего образования в регионе
Рубрика: Социум№42 (2503) от
Автор: Ирина Лазарева

Отгуляв выпускной, бывшие одиннадцатиклассники Воронежа зададутся вопросом – в какой вуз отнести оригиналы документов? Кому-то баллов на профессию мечты не хватает, а кто-то и вовсе не знает, куда пойти учиться. А вуз ждет мотивированных студентов, работодатель – успешных сотрудников. Круглый стол на тему «Кому я нужен?» состоялся в Доме журналистов 22 июня.

В ВУЗ – ЗА РУКУ?

– Примерно 75-80% абитуриентов приходят в наш вуз с оригиналами документов, многих за руку приводят родители, бабушки и дедушки со словами: «Поверь, тебе здесь понравится». Конечно, многие ребята оказываются не очень мотивированными, им на первом курсе неинтересно учиться. Но когда познакомятся с азами будущей специальности, то, как правило, втягиваются, – говорит проректор по учебной работе ВГУИТ Виталий Василенко. – К нам поступают и по простому принципу «куда хватает баллов». У этих студентов далеко не всегда просыпается интерес, их нередко приходится отчислять.

Василенко убежден, что, обучаясь в выпускных классах, многие потенциальные абитуриенты еще не знают, куда будут поступать. Причина в недостаточном уровне профориентации, которую стоит начинать уже в раннем школьном возрасте. К примеру, их вуз готов предложить программы для детей от восьми лет. В прошлом году они реализовали проект «Школа здорового питания», в котором рассказывали о кулинарных профессиях (к нему присоединились 52 городские школы и 126 – из районов области). Теперь «техноложка» запустила проект «Академия юных» для профильных классов воронежских школ. Его суть в том, что школьники в течение года решают различные практические задачи, а по завершении могут участвовать в конкурсе.

По словам начальника отдела информационного обслуживания Центра занятости населения «Молодежный» Надежды Ивановой, существуют разработанные тесты для профориентации, которые можно внедрять начиная с детского сада. Как правило, результаты таких тестов верны с 95% вероятностью.

ВСЕ ПРОФЕССИИ ВАЖНЫ

Если профориентация, в том числе за счет внеурочной деятельности, задача школьных педагогов, то знакомство с профессией – дело родителей. И это должен быть не просто рассказ о том, чем занимаются те или иные специалисты.

– Дайте своему ребенку возможность познакомиться с профессиями на практике. Уже в 14 лет они могут пойти на свою первую работу на каникулах, а уже в 15 это могут быть даже серьезные вакансии на подработке, – говорит руководитель пресс-службы HeadHunter ЦФО Валерия Иванова.

Нередко родители хотят, чтобы дети пошли по их стопам или, напротив, делают все, чтобы они не выбрали ту же работу. И многие не понимают, что иногда советуют своему ребенку получить такую профессию, которая окажется невостребованной.

– Когда я приезжаю на профориентацию в 10-11 классы, говорю, что пик их карьеры будет примерно через 15 лет. Почитайте, что будет актуально в это время. Например, урбанист-эколог, водитель дронов, – рассказывает Виталий Василенко. – Но это только первая часть моего выступления. С другой стороны, я понимаю, что нужно решать проблемы реального сектора экономики. Ко мне приходят партнеры-производственники с запросом: «Нам потребуется тысяча специалистов через два года». А где я их возьму, если мы каждый год выпускаем по 50-70 человек? И тогда я говорю старшеклассникам: «Став водителем дрона, вы сможете через 15 лет рассчитывать на хорошую зарплату, но уже через три года вы будете получать 50 тысяч, если, например, выберете профессию технолога». Другое дело, что не все ребята готовы переезжать в другие области ради высоко­оплачиваемой работы. Более того, нынешние выпускаемые специалисты должны быть мультиформатными. Уже никому не нужны просто технологи, нужны технологи со знанием 1С, механик со знанием программирования. А способность к получению гибких навыков тоже должна быть еще в школе заложена.

ТЕСНЕЕ СВЯЗЬ

– Мы все время рассматриваем самоопределение ребенка, начиная с базовой ступени, а давайте попробуем наоборот: что вузы для этого делают? – задалась вопросом директор гимназии имени Н.Г. Басова Марина Бочарова. – Высшие учебные заведения раньше проводили дни открытых дверей. Они должны проходить с экскурсиями – не в музеи, а в лаборатории, на производства. Вот тогда-то и начнется осознанное самоопределение. Школа-то вне­урочную деятельность организовала, а дальше что? Мы не можем им показать производство изнутри. Так придите к нам, заинтересуйте. Это раньше преподаватели вузов вели какие-то часы в школе, сейчас мы не можем себе этого позволить, но давайте все-таки диалог выстраивать.

– Образование нужно сделать практикоориентированным, чтобы школа, вуз и предприятие не существовали каждый по себе, – отметила руководитель профориентационного учреждения «Центр опережающей профессиональной подготовки» Елена Медведева. – Но мы понимаем, что дойти одномоментно до каждого ребенка сложно. Даже если мы говорим только о восьмых классах, это более 100 тыс. детей. Наладить работу стараемся сейчас в двух плоскостях: через проектные инициативы (набрана пилотная группа из 15 человек) и через работу с профессиональным педагогическим сообществом. Мы рассчитываем, что эта методика поможет нам соблюсти непрерывность процесса самоопределения ребенка.