Газета,
которая объединяет

Тарифы без тормозов

Цены на бензин в Воронеже превысили психологически важную отметку

Эксперты называют стабильность одной из главных ценностей в экономике. В России стабильным был и остается рост цен на бензин. В Воронеже цена достигла 51 рубля за литр 95-го. И динамика розницы практически не зависит от мировых цен на нефть, от экспортно-импортных манипуляций правительства, от благосостояния трудящихся. Наше главное национальное достояние стабильно бьет ценовые рекорды, уверенно шагая в неведомое будущее.

ТОПЛИВО НА ВЗЛЕТЕ

В Госдуме в августе начали обсуждать причины очередного всплеска оптовых цен на топливо и даже предложили запретить его экспорт. На носу выборы, надо бы поддержать российских автомобилистов. Экспортные пошлины на бензин у нас в три раза ниже, чем на сырую нефть, так что неф­тяным компаниям гораздо выгодней гнать его за рубеж, чем продавать топливо в России.

Народные избранники принялись обсуждать, что лучше: запретить экспорт бензина вообще или пока повысить пошлины раза в три. А то и в пять. Хотя если запретить, это лишь временно сдержит цены, а потом наш паровоз непременно наверстает упущенное и цены рванут вверх с новой силой.

С 2014 года акцизы на бензин и дизтопливо выросли почти в три раза: государство должно беспокоиться о заначке на черный день; вот и откладывает бензиновые денежки в спецфонды-кубышки.

А пока оптовые цены на закупку топлива лишь за полгода 2021-го выросли более чем на 30%, а розничные – примерно на 5%, практически на уровень инфляции. В начале августа индекс наиболее популярного бензина марки АИ-92 в Черноземье достиг 57 736 руб. за тонну, а год назад был 50 883 руб./т. Иначе говоря, закупочные цены уже в который раз обгоняют розничные. Это ведет независимые АЗС к банкротству, и вертикально интегрированные нефтяные компании (ВИНКи) скупают конкурентов по дешевке. Потому что независимые против ВИНКов – что бабушка с пучками зелени против супермаркета.

Зачем нефтяным монстрам эта мелкая добыча? Ответ на такой вопрос еще в прошлом году дал «Берегу» Алексей Трепалин, президент региональной Ассоциации топливного рынка: ВИНКи желают расширять свои владения за счет розничной торговли. В нашем регионе единственный оптовый поставщик топлива – АО «Воронежнефтепродукт», «дочка» Роснефти. А глава Роснефти уже предлагал мелким владельцам АЗС не мучиться и отдать их в более крепкие руки. После чего ВИНКи смогут диктовать потребителям любые цены на заправках – как в расхожей фразе «Даешь бензин по 100 рублей!». В дальнейшем этот слоган может измениться на «Даешь бензин по 200 рублей!»; в нашей суверенной экономике нет ничего невозможного.

Вот конкретный пример – ЛТК (Липецкая топливная компания), которую признали банкротом в ноябре 2020-го. Ее заправки в хороших местах были проданы по заниженной цене, но большая часть ее АЗС покупателей не нашла. В итоге пострадали авто­владельцы ближайших к ним населенных пунктов. Как и те воронежцы, что предпочитали купить пучок зелени у бабушки, а не в супермаркете.

В апреле 2021-го на торгах пытались продать 37 заправок в Черноземье общей стоимостью более 1 млрд руб. Хотя большая часть их имущества заложена в Сбере, кое-что продали. Так что в целом независимые АЗС угасают, как и те бабушки с пучками зелени, путающиеся под ногами у крупных торговцев.

Трепалин считает благом запрет экспорта топлива: он позволил бы избежать всплеска цен в ближайшем будущем. А дальше – им бы пока просто выжить в удавке оптовых цен ВИНКов. И нет сомнений, что цены на бензин продолжат рост, так как более 70% их стоимости занимают акцизы и НДПИ (налог на добычу природных ископаемых), которые стабильно растут каждый год.

БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА

У цен на бензин есть потенциальный враг – выделенные линии для общественного транспорта. Некоторые считают их пустяком, но на самом деле «выделенки» грозят настоящей революцией на дорогах Воронежа. Такой же, какую в сфере связи принесли мобильные телефоны. До них горожане стояли в очереди за возможностью поставить в своей квартире большое благо цивилизации – стационарный телефон. С появлением мобильной связи городской телефон потерял и смысл, и престиж.

Так вот. Легковушек в Воронеже – сотни тысяч, и число их растет. Ими забиты все дворы и дороги в час пик, так что добраться из центра в спальные районы легче пешком. А после хождения по мукам пробок водителям надо еще найти место для парковки.

Число автомобилей продолжает расти, и единственное видимое средство от наступающего коллапса – «выделенки». Чтоб как в Европе, где большинство населения передвигается на общественном транспорте; правда, он и ходит там как часы. Наши маршрутки, увы, пока далеки от такого. Их надо учить дисциплине – кнутом и пряником.

«Выделенки» призваны пересадить массы автолюбителей с машин в маршрутки и снизить спрос на бензин. Это такая же масштабная перемена, как переход с городского телефона на мобильник. Она вполне достижима, если поездка на маршрутке будет комфортней и быстрей, чем на авто.

Многие автолюбители недовольны: «выделенка» отбирает у них часть дороги, а значит, пробки станут еще безысходнее. И недовольных будет еще больше по мере расширения выделенных зон. Включая бизнес на автомобилях: их же покупают не для стояния в пробках. Однако других средств от грозящего паралича, как в фильме-антиутопии, нет.

Сражение за кардинальные перемены на дорогах идет по двум фронтам. Первый – это автолюбители, которым по фигу ПДД, и некоторые из них умудряются набирать десятки, а то и сотни неоплаченных штрафов; кто-то даже бравирует этим: мол, я – официальный спонсор ГИБДД!

Многие приезжие называют наш город столицей дорожного хамства, и, надо признать, не без оснований. А это значит, что запрет ездить по «выделенке» многие будут игнорировать. И есть лишь один способ борьбы с этим злом – неотвратимость наказания.

Второй фронт – водители маршруток, воспитанные в духе «на вой­не как на войне» за черный нал. Им трудно отвыкнуть от дорожного слалома и приучиться к жесткому расписанию. Но взамен есть утешение: «выделенки» теоретически сулят падение спроса на бензин.

С внедрением в Воронеже первых выделенных полос скорость маршруток увеличилась и пассажирам стало спокойней: маршрутки начали меньше метаться по полосам. Но не все. Часть водителей, охотясь за пассажирами, по-прежнему мечутся по дороге в районе остановок и в час пик, провоцируя на нарушения более дисциплинированных коллег.

Этим пофигистам нужна твердая рука: не можешь – научим, не хочешь – заставим! И, например, за сознательное пересечение сплошной линии, которая определяет «выделенку», необходимо штрафовать их нещадно, а «рецидивистов» – увольнять.

И наступит на дорогах Воронежа справедливость. Когда-нибудь.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Воронежцы сообщают о небывалом скачке цен на газомоторное топливо. Всего за несколько дней литр пропана подскочил в цене на 6 руб. – с 36 до 42 руб.