Газета,
которая объединяет

Взлетающий дом и «Кувшин молока»

Чем удивил и чем запомнился фестиваль «Город-сад» в Воронеже

Растения захватили большую часть земли – последствия «зеленого апокалипсиса» стали одной из главных тем 11-го фестиваля садов и цветов «Город-сад». Он проходил 10-12 сентября в Воронежском центральном парке и собрал около 160 участников.

УВИДЕТЬ ПО-ФРАНЦУЗСКИ

Разноцветные облака, встречающие посетителей на входе в парк, как будто приглашали к просмотру почти фантастической, хотя одновременно и вполне реалистичной истории: основная фестивальная идея-2021 заключалась в противостоянии природы и человека. В глубине парка мы увидим «засыхающие» сады и заброшенные лаборатории ученых, будем стараться осмыслить, кто главная разрушающая сила в этом вечном антагонизме, но в начале нас ждало знакомство с райскими уголками и достижениями технического прогресса.

Присев на «Французской террасе» – так называлась одна из экспозиций – рукой можно потрогать Эйфелеву башню. Тут она, конечно, не 300-метровая достопримечательность, а всего лишь спинка стула, но композиция получилась весьма атмосферной. Управляющая магазином, который выставил экспозицию на конкурс в номинации «Зеленая инициатива», Виктория Кучина рассказала, что, выбирая тему, они хотели продемонстрировать, что умеют делать и мебель из французского интерьера. Франция стала дополнительной темой фестиваля «Город-сад», пояснила участница.

Дальше – «Молочная карусель», молекулы из цветов, напоминающие то ли химические соединения, то ли нейронные связи, «Романтичный электрик» в плетеной корзинке. «Электрик» – очень маленький персонаж в этом флористическом великолепии, но его механические глаза, будто оживленные теплым подсолнуховым цветом, способны напомнить историю робота ВАЛЛ-И, который трудился по сюжету мультфильма на опустевшей земле, очищая планету от гор мусора.

Экологическая тематика – тоже своего рода лейтмотив фестиваля садов и цветов. Так, предприятие молочной продукции продемонстрировало экспозицию «Кувшин молока», частично изготовленную из переработанного сырья. Предприниматель Вера Васина выставила работу «VERDI экомаркет», собранную из колосьев и книг, среди которых школьные учебники, произведения Андрея Платонова и Льва Толстого, разные пособия и даже второсортные любовные романы. Студенты ВГУИТ показали научный арт-объект – «зеркальную» улитку, созданную из отработанных крышек и резинотехнических изделий. Подобным вещам, уверены создатели, нужно давать вторую жизнь, чтобы не засорять природу.

Глобальное потепление, если задуматься, тоже дело рук человека, но вот смена времен года – по-прежнему во власти природы. А у нее, как известно, плохой погоды не бывает. Идею со сменой времен года положила в основу трех своих композиций городская администрация. Мэрия Воронежа продемонстрировала сразу три моста – «Зимний мост», «Осеннее настроение» и «Летний зной». Созданием инсталляций занимался авторский коллектив молодых архитекторов и профессиональных флористов – дизайнеры, прошедшие обучение у международных мастеров школы флористики и декора. В условиях парка «вырос» зимний лес, появился деревянный портал с декоративными листьями растений и атласный коридор, украшенный тюками сена.

ДВИЖЕНИЕ ВВЕРХ

Лесотехнический университет совместно с питомническим комплексом представил взлетающий домик, ставший одной из любимых фотозон посетителей парка. Композицию назвали «Вверх», что иллюстрирует, по словам доцента кафедры ландшафтной архитектуры и почвоведения Виктора Попикова, развитие российской науки. К слову, фестиваль «Город-сад» был при­урочен к Году науки и технологий, объявленному в стране.

Популярностью пользовались инсталляции «Видоизмененный углерод», представляющий собой шатер с разно­цветными стеклами, и «Конструктивный салют», символизирующий растительный постапокалипсис.

Американский ландшафтный архитектор Ахмед Ифтихар, приехавший на воронежский форум, также представил свою композицию – сад «Стихии». Концепция инсталляции подразумевала создание «воздушного» сада, где в качестве облаков использовали растения, а ощущение парения создавали за счет водоема с водой черного цвета. Интересно, что сад «Стихии» с одной стороны казался органично встроенным в ландшафт Центрального парка, а с другой – был яркой самостоя­тельной единицей. Рядом с садом Ифтихара располагался сад «Импульс» и «Антисад». Для «Импульса» из воронежского питомника доставили высокие сосны. «Антисад» формировал какое-то мистическое ощущение: сквозь красную стену, отраженную в искусственном водоеме, проглядывались ветки деревьев.

«ГОЛОС» ПРАЗДНИКА

«Сценическую коробку» из сена и соломы со зрительскими местами в виде деревянных качелей собрал директор Ломовского природно-ландшафтного парка Василий Козлов вместе со своей командой. Инсталляция встречала гостей уже у подножия Пионерской горки – рисунками, напоминающими наскальную живопись. Организаторы решили показать жизнь на земле от первобытного строя до освоения космоса. И, как полагается, с шоу-программой, которую повторяли каждый час.

– Изобразительными средствами, которые стары как мир – соломой и деревом, мы постарались прикоснуться к теме науки и технологий, – рассказал «Берегу» Василий Козлов. – Мы говорим о стремлении человека постичь то, что еще является таинством, его желании сочетать несочетаемое и в то же время о том, что является результатом его деятельности. Мы предложили порассуждать о том, как добиться органичного существования человека и природы, хотя ответ прост – жить по совести.

В финальный день фестиваля на сцене Зеленого театра выступила приглашенная звезда – победитель проекта «Голос» на Первом канале Петр Захаров, а организаторы назвали победителей флористического конкурса. Золотую медаль и Гран-при Международного фестиваля садов и цветов «Город-сад» получила мэрия Воронежа за концепцию с тремя мостами. Отмечены в разных номинациях также работы «Макро микро мир», сад «Стихии», сад «Импульс», композиции «Город» и «Молочная карусель».