Газета,
которая объединяет

В мире грез и фантазий

Цирк представляет уникальную дрессуру белых тигров и носорога

В Воронежском цирке 18 сентября стартовала новая программа «Калейдоскоп фантазий». Спектакль, представляющий собой синтез лучших традиций цирка, театра и современного балета, был создан этим летом молодой творческой командой под руководством режиссера-постановщика Дарьи Костюк.

В основу сюжета легла история маленькой девочки, которая с помощью подаренного бабушкой старинного калейдоскопа смогла увидеть вокруг много необыкновенного и удивительного, окунуться в мир грез и фантазий.

ЛОМАЯ СТЕРЕОТИПЫ

В минувшие выходные воронежцы, посетившие премьеру, также смогли отправиться в увлекательное путешествие по разным странам и эпохам вместе с главной героиней – 5-летней Евой Шулениной. Они погрузились в мир роскоши и грации, изысканного стиля и невероятных человеческих возможностей. Новая программа, наверное, потому и смотрится на одном дыхании, что каждый из номеров представляет собой мини-спектакль со своей сюжетной линией, гармонично вплетенной в общую канву.

Особенно впечатлил зрителей аттракцион с белыми бенгальскими тиграми «Мой тотем» под руководством Алисы Нестеровой. К слову, это единственный номер в российском цирке, ломающий стереотипы о работе с хищниками. Алиса и ее партнер Алексей наглядно показали воронежцам пример того, в какой гармонии могут сосуществовать человек и дикое животное.

– Все наши тигры родились в цирке и являются потомственными артистами. Их родители до сих пор выступают на манеже, с ними работает папа, – рассказала Алиса. – Всего у нас их шестеро – два мальчика и четыре девочки. У каждого свой характер и к каждому мы ищем индивидуальный подход. Белые тигры вообще отличаются от желтых – они более инертны, сами «себе на уме». Кроме того, они не могут долго концентрироваться на чем-то одном – когда мы репетируем какие-то трюки, нам нужно донести до них информацию о том, чего мы хотим добиться, в очень сжатом формате. Чтобы им не успело надоесть, иначе они просто уходят. Просить их сделать что-то еще раз – бессмысленно, они просто откажутся. Но мы и не заставляем, потому что специализируемся на новом, экспериментальном методе – лояльной дрессуре.

Алиса поведала, что вся их дрессура строится на таргете (животное идет за целью) и кликер-дрессировке (положительное подкрепление). Это свободная от стрессов дрессура, где дрессировщик не подчиняет животное, а исходит из его возможностей.

– Мы позволяем нашим замечательным тигрулям быть такими, какие они есть, – рассказывает Алиса. – Поэтому зрители во время представления могут отследить разные повадки, разное поведение. К примеру, наша тигрица по кличке Лизэль, которую мы зовем Пельмешкой, очень ленива и любит поспать на выступлении. Она выходит на манеж, секунд 30 оглядывается и засыпает до своей партии.

НОУ-ХАУ В ДРЕССУРЕ

Мама Алисы – заслуженная артистка РФ Елена Федотова, которая собственно и придумала ноу-хау в дрессуре хищников, всегда стоит за спиной и присматривает за ребятами. «Я их третий глаз!» – шутит Елена Борисовна и признается, что иногда ей становится очень страшно.

– Алиса и Алексей делают все вопреки всем существующим техникам дрессуры, так что нервы у меня сдают регулярно, – признается именитая дрессировщица. – В России с хищниками так никто не работает, а вот с лошадьми был опыт, и мы с моей старшей дочерью добились колоссального успеха. Это мое ноу-хау, поэтому мы решили поэкспериментировать и с маленькими тигрятами, которые выросли на совершенно другом тренинге. У ребят в руках нет ничего – ни хлыстов, ни шамбарьеров. Да, по технике безопасности за сеткой есть и брандспойты, и все, что нужно. Но Алиса и Алексей заходят к ним с голыми руками. Только тоненькая палочка, чтобы давать лакомство тиграм. Хотя чаще дают с рук. А на другом конце этой палочки есть небольшой кружочек, который как раз и служит таргетом – это цель, за которой они идут. Тигры знают, что, дотронувшись носом до этого кружочка, они получат похвалу или вкусняшку. Если они что-то забыли, им показывают с помощью этого кружочка, куда нужно следовать.

Сама Елена Федотова выходит на манеж с единственным в России дрессированным носорогом. Ее номер «Единорог» вызывает восторг как у взрослых, так и у детей. Белого африканского носорога Елены Борисовны зовут очень экзотично –

Мафуньян. Ему 12 лет, а вес давно перевалил за 2 тонны. Дрессировщица признается, что с партнером ей очень повезло – он очень добрый, довольно покладистый и любит ласку.

– Все, что Мафуша демонстрирует, достигнуто наблюдениями за ним и тесным контактом, с помощью добра и ласки, – рассказывает Елена Борисовна. – Считается, что носороги не поддаются дрессуре, но мы опровергли данное утверждение: Мафуша единственный носорог в мире, который садится и ложится по команде. Думаю, что это не предел его возможностей. Просто с животным нужно проводить очень много времени, наблюдать за ним. Работа дрессировщика – это в первую очередь тесное взаимодействие с животным. Когда есть взаимодействие глаза в глаза, тогда есть и результат. Они наши друзья, наши дети, члены семьи.