Газета,
которая объединяет

Попали под железный поток

Четверть жителей Воронежа недовольны, что авто паркуют во дворах
Рубрика: Социум№68 (2529) от
Автор: Артем Ушаков

Есть две новости – хорошая и плохая. Плохая – в том, что, согласно соцопросу от SuperJob, в ходе которого граждане оценили проблемность парковки во дворах домов, Воронеж среди городов-миллионников набрал лишь 3,2 балла по пятибалльной системе. Хорошая – в том, что мы таки вошли в наиболее благополучную четверку – наряду с Челябинском, Пермью и Новосибирском. Более того, каждый пятый воронежец оценил удобство парковки на «отлично», а четверть горожан – на «хорошо».

Анализ получившейся таблицы показывает, что ситуация с парковочными местами в крупнейших городах страны примерно одинаковая: разрыв между первым и последним местом рейтинга составляет всего 0,6 балла. То есть это общероссийская проблема.

ИСТОРИЯ ВОПРОСА

Еще лет 50 назад во дворах почти каждая машина имела свою крышу. Чаще всего гаражи были незаконными, но власти их не трогали: во времена тотального дефицита с автомобилей, стоящих под открытым небом, могли свинтить что угодно. Да их и мало было.

В новейшей истории города ситуация кардинально изменилась. Автомобилизация и жилищное строительство начали стремительно развиваться. Но если этажность домов росла, то в распоряжении автомобилей осталась одна и та же плоскость. В отсутствие четких нормативов строители отчаянно экономили и на ней. И вот настал момент, когда автолюбители, возвращаясь с работы, не смогли поставить машины на привычные места – и начали осваивать ближние улицы, стоянки у супермаркетов и, увы, газоны и детские площадки.

– Нормативы были таковы, что нередко площадь, которую требовалось отвести под стоянку, можно было сравнить с площадью всего участка под застройку. Конечно, они повсеместно нарушались. Сегодня нормативы стали реалистичнее, контроль за их исполнением – жестче, – поделился с «Берегом» своими наблюдениями руководитель Союза строителей Воронежской области Владимир Астанин.

Но двор уже не перекроишь. На нашем снимке показан пример типичной дилеммы, с которой сталкивается множество водителей по вечерам. Заехать на тротуар, прижавшись к забору почти вплотную – значит перекрыть проход. Отъехать от стены на полметра – перекрыть проезд, и без того узкий.

В Нижнем Новгороде попытались решить проблему введением платной парковки во дворах – но это вызвало негодование местных жителей, а ситуацию не разрулило: Новгород оказался в рейтинге на пару ступенек ниже Воронежа.

ВПЕРЕД, ПОД ЗЕМЛЮ!

Помнится, еще лет пять назад много было разговоров, что ситуацию спасут подземные стоянки, но машино-места строители предлагали по ценам, неподъемным для новоселов-ипотечников, а часто одновременно и автозаемщиков. И нижние уровни новостроек практически пустовали – даже когда застройщики стали предлагать, наряду с продажей, аренду объектов.

К сегодняшнему дню, отмечает Владимир Астанин, спрос на машино-места оживился. И связано это не столько со сложностями бесплатной парковки, сколько с самим жизненным циклом и приоритетами покупателя. Участники строительного бума последнего десятилетия по приоритету покупали сначала квартиру, потом ее обставляли – и сегодня очередь начала доходить и до «конюшни» для железного коня по цене 350-700 тыс. руб.

Но и сегодня, по экспертным оценкам, заполняемость подземных стоянок составляет 20-30% в «бюджетных» новостройках и до 90% – в домах комфорт-класса. Именно жилье высших сегментов дает реальный прирост спроса на подземные парковки.

И при этом региональные градостроительные нормативы Воронежской области по-прежнему не имеют жесткой регламентации для автостоянок. Почему-то, например, количество подземных машино-мест определено четко – 25 единиц на 1000 жителей, гостевых – 40 на 1000 жителей. А самая проблемная позиция – число наземных стоянок –«70% от расчетного количества транспортных средств». Гм, «расчетного»... Ну, как автомобилизация опрокидывает и без того лукавые расчеты застройщиков, мы уже убедились.

ВЛАСТЬ ЖИЛЬЦОВ

Нередко жители, страдающие от нашествия машин, винят во всем управляющие компании или местные власти. Но, как пояснили в воронежской мэрии, во дворе, территория которого является коллективной собственностью, все решает собрание собственников.

Начиная с самого старта «дворовой реновации» (программы «Благоустройство дворовых территорий многоквартирных домов») корреспондентам «Берега» доводилось присутствовать на собраниях жильцов, где граждане выбирали конфигурацию обновленного двора. И почти каждый раз звучали споры: можно ли спилить дерево в пользу дополнительного машино-места? Можно ли потеснить детскую площадку, чтобы расширить автостоянку? Как правило, спор решался в пользу площадок и деревьев. Но не все так однозначно: через некоторое время машины могли и на площадку заехать, и дерево повредить.

– Несмотря на то, что в рамках городской программы благоустройства во дворах были организованы цивилизованные стоянки для машин собственников МКД, этих мест, как правило, не хватает. И мы видим машины на газонах, где парковаться запрещено правилами благоустройства города. Ведь ни в одном из действующих законов нет полного запрета на стоянки авто возле жилых домов. Кроме того, если площадь придомовой территории позволяет, во дворе, как правило, оборудуется постоянная парковка для машин даже в ущерб установке спортивных или детских сооружений, – рассказал директор УК Советского района Владимир Чаплынских.

ФАНТАСТИКА: ДВОР БЕЗ МАШИН

– Вопрос парковки личных транспортных средств горожан у МКД сегодня не регулируется законодательством. А поскольку нет запрета – автомобили оставляют на любом свободном клочке земли, – прокомментировал директор УК Центрального района Дмитрий Остапенко. – При этом хоть какой-то порядок с парковкой у дома при желании могут навести сами собственники помещений в МКД. Например, если придомовая территория оформлена в общую собственность жильцов, последние могут принять решение об ограничении въезда и парковки в своем дворе. Тут главное, чтобы большинство жителей поддержали общую идею: в одной части двора разместить детскую площадку, в другой – парковку, а если осталось место – обустроить зону барбекю. Либо организовать «двор без машин».

Двор без машин – звучит фантастически. Но, например, в Японии этот лозунг давно реализован. И при фактически «всеобщей автомобилизации» стоянок во дворах нет. Они запрещены законом.

И все-таки «дворовая реновация» помогла наладить самоуправление, сплотить жителей, и они сами начали решать свои проблемы. Убедительный тому пример – ликвидация брошенных автомобилей, которые усугуб­ляют проблему дворовых автостоянок и мешают благоустройству дворов. Да, официальный путь для их эвакуации громоздок и долог: надо организовать поиск хозяина «брошенки», отправить письменное предупреждение, заключить договор с эвакуаторной фирмой и т.п. А местные активисты, если хозяин не находится, могут просто собрать мужиков покрепче и перенести авто в угол двора, чтобы не мешало, например, укладке асфальта.