Газета,
которая объединяет

Эпитафия «Полтиннику»

ДК им. 50-летия Октября для многих воронежцев был не просто зданием
Рубрика: Социум№74 (2535) от
Автор: Александр Ягодкин

Знаменитый «Полтинник», он же Воронежский ДК им. 50-летия Октября, оставил в моей жизни немало следов. Например, избавил меня от склонности к хронической простуде.

А дело было так. Году этак в 78-м довелось мне играть на первенство области по футболу в команде «Старт» Воронежского мехзавода. К заводу я не имел никого отношения. Имели друзья. А базировалась команда как раз в «Полтиннике» – в смысле раздевалки и дружеского времяпрепровождения. В любой вечер придешь и непременно знакомого встретишь – в буфете на втором этаже или на танцах в нулевом, внизу.

Команда наша была как бы полупрофессиональной: трудящихся на мехзаводе освобождали от работы и платили им зарплату. А еще всем давали бесплатные талоны на питание, которые можно было в буфете отоварить.

Собирались во Дворце на тренировку, переодевались и бежали кроссик вокруг Юго-Западного района, который в те времена заканчивался приблизительно улицей Героев Сибиряков, а пятиэтажные хрущевки на Маршака считались новостройками.

Дали круг по району и – тренироваться и играть на стадион «Трудовые резервы». А после игры, горячие и потные, возвращались в родной «Полтинник», переодевались и остывали в буфете, чтобы чего-нибудь попить. Разного.

И вот однажды в «Полтиннике» случилась коммунальная проблема – надолго пропала горячая вода. Мы вынуждены были мыться в душе ледяной водой, иначе ты не футболист, а бомж, и в буфет уже не пойдешь, и вообще никуда.

Удивительно, но никто в команде не заболел. А меня с тех пор простуда оставила в покое.

ТРУДОВЫЕ И КУЛЬТУРНЫЕ РЕЗЕРВЫ

Кто-нибудь помнит стадион «Трудовые резервы»? Там было несколько полей – вытоптанных, конечно, но вполне пригодных для игры в удовольствие. На них проходило весьма массовое первенство мехзавода по футболу, на которое собирались толпы зрителей, включая симпатичных девушек, женщин, детей и стариков. Соревнования эти, и не только по футболу, напоминали празднество сродни первомайским или октябрьским демонстрациям. А на демонстрации начальники подразделений выделяли спирт; кому по службе не полагался спирт, те просто скидывались на дружеское коллективное мероприятие. Пьяных на таком празднестве милиция забирала только в крайнем случае – нужна ж народу отдушина!

Если праздник затягивался, он частично переходил в парк Живых и Мертвых, ЖиМ, в котором церкви тогда еще не было, зато была танцплощадка. И были еще толкучки с дефицитными в те времена книгами, и другие, фарцовые – с западными дисками, а то и со шмотками. Иногда фарцовщиков тревожила милиция, но бессмертные эти толкучки в крайнем случае просто перебазировались на новое место – к тому же «Полтиннику», например, и продолжали удовлетворять потребности трудящихся. Многие посещали ЖиМ, чтобы если не купить, то хотя бы поглазеть на конверты западных дисков. Их не зря называли еще «альбомами».

На верхней площадке «Трудовых резервов», у границы с ЖиМом, в выходные и по вечерам собирались любители футбола. Площадка размером с гандбольное поле была идеальным местом для поправления здоровья. Помнится, однажды «Старт» ездил на игру в Павловск, там наши фамилии даже произносил диктор на весь стадион – прям как взрослых! – и в тяжелой игре мы победили 3-2, а потом долго тряслись в «Пазике» по дорогам области, и уж дома, в «Полтиннике», отвязались на всю катушку – сначала в буфете на втором, а потом и на танцах внизу. Там, кстати, запрещено было торговать спиртным, но кого такие запреты напрягали? В буфете нижнего зала (слова «бар» тогда еще не было в ходу) предлагали бутерброды и напитки, и люди знающие всегда могли подмигнуть буфетчице и попросить, оглядываясь, пару бутылочек «минералки». И «минералку» подавали, как и непременные бутерброды, а компании за сдвинутыми столиками периодически обращались за нею снова.

Один мой приятель как-то спросил у буфетчицы минералку, и она дала, а друг за столиком глотнул из бутылки, вернулся и сказал ей: да не, мне натуральную минералку. И буфетчица долго не могла понять, какую еще такую ему «натуральную» минералку надо.

Так вот, утром следующего после игры в Павловске дня вся команда, не сговариваясь, собралась на верхней площадке «Трудовых резервов» – ибо ничто так не помогает от похмелья, как футбол: пропотеешь как следует, и вся гадость из организма выходит.

Давно уже поля «Трудовых резервов» приказали воронежцам долго жить, как и массовые первенства завода по футболу на том стадионе, который покрылся новостройками. Ничего личного против массовости и спорта, только бизнес.

КИРДЫК ДВОРЦУ

«Полтиннику» долго удавалось избежать судьбы множества памятных зданий в Воронеже, но летом этого года пришла и его пора: ГКНПЦ имени Хруничева, на балансе которого числился Дворец культуры им. 50-летия Октября, продал его помещение и земельный участок под парком драгоценной площадью 2,2 га богатенькому застройщику за 509 млн руб.

Тысячи воронежцев откликнулись на его «похороны» и даже создали петицию на Change.org, адресовав ее финансовой компании «Аксиома», службе по госохране объектов культурного наследия, департаменту культуры, гендиректору Роскосмоса Рогозину и вице-спикеру Госдумы Гордееву с просьбой сохранить «Полтинник». Правда, петиция появилась уже после того, как дело было сделано. Вспоминали, что в свое время ДК был одной из главных концертных площадок Воронежа, и на дальних подступах к «Полтиннику» частенько спрашивали лишний билетик, а еще в нем работали бесплатные детские кружки, тренажерный зал, секции и творческие объединения, проводили детские елки и новогодние вечера, здесь репетировали ансамбли, ставшие лауреатами всероссийских и международных конкурсов. Вспоминали, как лестница на второй этаж во время «елок» становилась шикарной горкой для малышни, и даже взрослые порой позволяли себе проехаться; нигде больше такого не было! Утверждали, что «Полтинник» для многих воронежцев куда важнее, чем просто здание. А человейники пусть «они», мол, у себя во дворе строят.

И что расположение и вместимость «Полтинника» гораздо лучше, чем концертного зала Сити-парка «Град», что в Советском районе вообще нет кинотеатра. Что во Дворце можно бы и концертный зал сохранить, и ресторан сделать, и кинотеатр, не закрывать спортивные и развлекательные кружки...

Писали в откликах, что давно живут в другом месте, но «Полтинник» им дорог и сейчас. Это целый пласт жизни многих воронежцев, место знакомства нынешних дедушек и бабушек, пап и мам. Что в Воронеже безрассудно и безжалостно уничтожаются фрагменты прошлого, которые делают наш город неповторимым, и он превращается в унылое нагромождение «человейников».

Петиция за сохранение «Полтинника» собрала к сентябрю больше пяти тысяч подписей, но общественный совет при облуправлении по охране объектов культурного наследия не рекомендовал включать ДК имени 50-летия Октября 1967 года постройки в реестр культурного наследия, поскольку никакой исторической ценности он не представляет.

Мир праху твоему, «Полтинник».