Газета,
которая объединяет

Уже австралиец

Он прошел путь от посудомойщика до владельца рекламного агентства
Рубрика: Мир вокруг№76 (2537) от
Автор: Виталий Мухин

На Зеленый континент Вадим Ивашов попал в четырнадцать лет. Туда парня в начале девяностых увезла мать, архитектор по специальности, незадолго до этого разошедшаяся с отцом подростка и вышедшая замуж за австралийца. Отец Вадима не хотел расставаться с сыном, но противостоять напору бывшей жены, мечтавшей покинуть пост­советскую Россию, он был не в силах.

ПОД ГРОЗНЫЙ ХОХОТ КУКАБАРЫ

Мир, в который попал подросток, сразу же оглушил его непривычной жарой, яркими красками и невиданной доселе флорой и фауной. После зимнего Воронежа город Брисбен, где люди ходили в майках и шортах, а практически под ногами гордо вышагивали разноцветные попугаи, показался ему красочной картинкой из книжки.

Несколько суток Вадим даже не мог заснуть из-за криков ночных животных и птиц, облюбовавших парки этого большого и зеленого города – создавалось ощущение, что он попал в дикие джунгли.

Особенно допекали его кукабары – плотоядные птицы семейства зимородковых, которые издавали звуки, напоминавшие человеческий хохот.

Немало сюрпризов поджидало Вадима и днем, когда длинноносые ибисы и вездесущие опоссумы только и ждали момента, чтобы утащить у зазевавшегося россиянина недо­еденный бургер или хот-дог.

После успешного окончания школы Ивашов поступил в Брисбенский университет на специальность «геологоразведка». Становиться бизнесменом он в то время еще не планировал, намереваясь после окончания вуза посвятить себя природоохранной деятельности, которая в Австралии весьма почетна. Но позднее он переменил свое решение и, поменяв несколько факультетов, что в местных университетах не возбраняется, остановился на маркетинге и рекламе.

Обучение в вузе было платным, но доступным, поскольку государство выдает на него беспроцентный кредит, выплачивать который выпускники начинают только при поступлении на работу и только когда заработок превысит определенную сумму.

ОТ РАБОТНИКА КУХНИ ДО БИЗНЕСМЕНА

Еще учась в школе и желая хоть как-то облегчить жизнь себе и своей матери, Вадим помог соседу покрасить дом, а затем устроился в суши-бар, находившийся неподалеку от их временного жилища. Это было приходское общежитие, где проживали служители православного храма. Там и поселились Вадим с матерью, которая помогала убирать в храме и пела в церковном хоре.

Начинал подросток с того, что мыл в баре посуду и ощипывал кур, но уже четыре года спустя благодаря своему трудолюбию он стал главным помощником шефа.

К тому времени Вадим уже учился в университете, и, поскольку стипендии на жизнь не хватало, три дня в неделю он посвящал наукам в стенах альма-матер, а еще три проводил в суши-баре, где научился отменно готовить многие австралийские и азиатские блюда. Однако перспектива провести всю свою жизнь у плиты не прельщала студента. А потому он решил найти применение своим силам в сфере компьютерных технологий. Для начала занялся созданием сайтов и обратил свой взор на компьютерную рекламу, тогда еще молодой род деятельности.

– Это сейчас онлайн-продажи стали у австралийцев популярными, а в то время почти никто ничего в интернете не покупал, – говорит Вадим.

Сегодня у Вадима есть свое собственное агентство в центре Брисбена, где работают семь человек. А основным направлением его деятельности является уже не интернет-торговля, а маркетинг и реклама услуг в сфере сервис-индустрии и здорового образа жизни.

Это тем более важно, что в настоящее время государственное здравоохранение остро нуждается в узких специалистах, из-за нехватки которых многие австралийцы вынуждены обращаться в дорогие частные клиники или же уезжают поправлять здоровье в страны Юго-Восточной Азии.

КАДРЫ РЕШАЮТ ВСЕ

Нехватка квалифицированных кадров ощущается не только в австралийском здравоохранении, но и в других отраслях. И это несмотря на то, что труд специалистов, включая представителей рабочих профессий, там хорошо оплачивается. Как

иронизирует Вадим, «практически у каждого австралийца есть на участке бассейн, а вот найти человека, который бы отремонтировал или почистил его, большая проблема».

И потому, что ни год, австралийские власти выделяют рабочие квоты на слесарей, бурильщиков, строителей и даже парикмахеров с маникюрщицами, которые после нескольких лет работы в стране могут получить в ней вид на жительство, а впоследствии и гражданство.

Закон в Австралии обязателен для всех.

– Никогда не забуду, – смеется отец Вадима Сергей, – как во время моего визита в Брисбен я стал свидетелем общения тамошнего полицейского с австралийкой лет тридцати, громко кричавшей на улице на своего спутника. Он не увещевал ее и не рассказывал о правилах поведения в общественном месте, а просто приковал наручниками к ближайшему столбу, пока за дамой не приехала полицейская машина.

Строго карается в Австралии и нарушение правил дорожного движения. За превышение скорости водителя, правда, в СИЗО не отправят, но выпишут такой штраф, который надолго отобьет охоту газовать.

В ГАРМОНИИ С ПРИРОДОЙ

Но если к автотранспорту австралийцы подходят сугубо утилитарно, то вот к своей природе они относятся с большим пиететом. Ради ее сохранения они оставили в Брисбене большие зеленые «острова» и упрятали общественный транспорт в центральной части города под землю. И не дай вам бог осуществить здесь незаконную порубку деревьев – надолго лишитесь возможности общения с этой самой природой, тем более что бесплатные дрова для многочисленных барбекюшниц заранее нарублены и сложены возле них в местах массового отдыха австралийцев. Вот почему многие животные и птицы даже в больших австралийских городах чувствуют себя как в родных лесах. Забота жителей Зеленого континента о братьях меньших поражает. Даже на фонтанчиках для питья, которые здесь можно встретить на каждом шагу, есть специальные кружки, предназначенные для водопоя собак.

А вот повстречать в городе настоящего аборигена довольно сложно. Сам Вадим за все время пребывания в Австралии пересекался с ними всего пару раз, поскольку коренные жители континента предпочитают пребывать в привычной для себя обстановке на лоне природы. Но если вы встретите на улице австралийского города человека в костюме и босиком, то знайте, что перед вами натуральный абориген.

Своих детей Вадим и его супруга намереваются воспитывать в исконно российских традициях, для чего уже закупили множество книг и дисков с мультфильмами на родном языке, а в своей семье разговаривают только на русском.

И все-таки кто он сего­дня, Вадим Ивашов? Русский? Австралиец?

– Когда я в 2001 году получал гражданство Австралии, то все равно ощущал себя русским человеком, – говорит мой собеседник. – А в 2009-м я и вовсе пытался вернуться в Россию. Приехал зимой: в Москве под ногами грязь, соль и на каждом шагу проблемы, от которых я, признаться, уже отвык. К сожалению, когда ты начинаешь сопоставлять жизнь в Австралии и в России, то сравнение далеко не всегда оказывается в пользу моей исторической родины. Так что сегодня я, наверное, больше австралиец, чем россиянин – бытие, как известно, определяет сознание…