Газета,
которая объединяет

Невозвращенцы

Есть ли проблема с выездом на родину туркменских выпускников воронежских вузов
Рубрика: Социум№91 (2552) от
Автор: Ольга Бренер
Граждане Туркменистана – выпускники воронежских вузов 2020–2021 годов – не могут вылететь на родину. Многие «зависли» в Воронеже практически на нелегальном положении.

В этой связи на прошлой неделе в Воронеже побывала руководитель Московского общества туркменской культуры Гульнабад Текаева. Она встретилась с туркменскими студентами и выпускниками, с представителем МИД РФ в Воронеже Алексеем Некрасовым. Направлено обращение на имя губернатора Александра Гусева. Сама ситуация оказалась в общефедеральном тренде.

«Это может плохо закончиться»

Как пояснила корреспонденту «Берега» Гульнабад Текаева, молодые граждане Турк­менистана из Воронежа обратились к ней лично. Они оказались в сложном положении. По словам Текаевой, это «постоянные задержания сотрудниками полиции, штрафы, невозможность устроиться на работу, снять жилье и получить регистрацию, отсутствие медицинской помощи».

– Они обращаются в свое посольство, но там – полное молчание. Ребят не принимают и не выдают никаких инструкций, что им делать дальше. Это молчание может закончиться какой-то катастрофой. Ведь туркменских нелегалов в России становится все больше. Выпускники воронежских вузов всегда пользовались в Турк­менистане особым спросом. А теперь оказались изгоями и без вины виноватыми. Сейчас в Воронеже – порядка 3,5 тыс. туркменских студентов. Из них – 1600 выпускников 2020 и 2021 годов. На подходе – выпуск-2022, – рассказывает «Берегу» Гульнабат Текаева.

На своей странице в «Фейсбуке» она призвала консульский отдел посольства Турк­менистана «сделать хоть что-то, хотя бы видимость вашей работы». Жесткой критике Текаевой подверглись не только туркменские дипломаты, но и воронежский руководитель туркменского землячества Максат Реджепов.

– Руководитель воронежского землячества, несомненно, уважаемый человек, не нашел времени встретиться со мной для конструктивного разговора по решению проблемы. Почему изначально он меня убеждал, что ничего я не добьюсь и не решу? Почему не пришел на наше собрание в Воронеже и не послушал ребят? Нам нужен общественный резонанс, проблему надо срочно решать! – говорит Текаева.

«Процесс идет»

Между тем в беседе с «Берегом» Максат Реджепов отметил, что бездействие посольства Туркменистана и игнорирование сограждан – «это неправда».

– Приезд Текаевой в Воронеж – это встреча ради встреч. Самой проблемы нет. Я ребят в Туркменистан постепенно отправляю, но работаю спокойно, без лишнего шума и пиара.

Все, кто хотел встать на миграционный учет после окончания вуза и истечения сроков своей студенческой визы, сделали это и теперь легально живут в Воронеже в ожидании вылета домой. Правда, некоторые выпускники не спешат становиться на миграционный учет, пока не могут вылететь в Туркменистан, и потому становятся нелегалами.

В посольстве идет прием каждый день, но по очереди, строго заранее, в онлайн-режиме. Рейсы из России формируются, и выпускников потихоньку вывозят домой. Но только в следующую очередь – вслед за депортированными и тяжелобольными гражданами. В результате на борту остается 15 мест для выпускников российских вузов. 15 человек в месяц – это, конечно, мало, но процесс идет, – прокомментировал Максат Реджепов.

«Мы хотим домой!»

Между тем некоторые студенты со своим воронежским лидером не согласились и заявили, что урегулировать свой статус в России по окончании вуза они не могут даже при всем желании. А желание их – не остаться в Воронеже, а поскорее уехать домой.

– Это не наша вина, что мы здесь застряли. Мы хотим домой! Я выпускница ВГПУ, и таких как я в педуниверситете сейчас много. Наш вуз пошел нам навстречу, из общежития не выгоняют. Хотя бы есть где жить. А почему Туркменистан не забирает нас назад, я не знаю. Родители хотят купить мне билет на наши «Туркменские авиалинии», но им в Ашхабаде говорят, что билеты на рейсы из России не продаются. Мы писали заявление в наше посольство. Сначала нам сказали вакцинироваться. Но бесплатная вакцинация для туркменских граждан проводится только в Казани. Летом мы потратились на дорогу и съездили в Казань, вакцинировались. Но теперь посольство вообще с нами не общается, – делится дипломированный учитель Гуля. Фамилии туркменских граждан по их просьбе редакция не называет. С их слов, любая критика в адрес своего государства на родине чревата серьезными последствиями, и не только для них, но и для их семей.

– Я был в подразделении Управления по вопросам миграции (УВМ) ГУ МВД, чтобы урегулировать свой статус, раз уж я пока в России. Но мне там сказали: «Сначала тебе надо вылететь домой, там получить новую российскую визу, и только тогда мы сможем поставить тебя на миграционный учет, – добавляет Азат, выпускник ВГАСУ.

«Мы относимся
с пониманием»

Начальник УВМ Сергей Червонцев в разговоре с корреспондентом «Берега» подтвердил, что граждане Туркменистана – выпускники воронежских вузов – должны прийти в подразделения УВМ и встать на миграционный учет, пока они не могут вылететь на родину. А если они хотят остаться в России и оформить разрешение на временное проживание, то для этого нового миграционного статуса им все равно придется сначала пересечь границу и затем вернуться в Россию с новой визой, а также с документом, подтверждающим отсутствие судимости, который можно получить по месту постоянного проживания. То есть – на родине в Туркменистане. Так что возвращаться придется в любом случае. Но поскольку сейчас туркменские выпускники задерживаются в России не по своей воле, мы относимся к их положению с пониманием, никаких санкций к ним пока не применяем. Если, конечно, иностранные граждане не нарушают российское законодательство умышленно. Если б мы чинили им препятствия, то большинство туркменских выпускников сейчас находились бы не в общежитиях, а в центре временного содержания иностранных граждан, – заявил Червонцев.

«Разбираемся
в ситуации»

Алексей Некрасов, представитель МИД России в Воронеже, отметил, что такая ситуация с туркменскими выпускниками российских вузов сложилась по всей стране, на федеральном уровне она известна. О воронежской проблеме в Москву также сообщено.

– Однако пока я не обнаружил признаки масштабности проблемы. Количество выпускников – граждан Туркменистана – оказалось совершенно другим, чем было заявлено Гульнабат Текаевой на нашей встрече. Я был удивлен, когда услышал цифру 1600. Начал выяснять по воронежским вузам – оказалось, что в реальности это порядка 600 выпускников за два года. И еще неизвестно, сколько из них остались в Воронеже, а сколько уже покинули и регион, и Россию. Например, в лесотехническом университете, где граждан Туркменистана учится больше всего, в ответе на мой запрос сообщили: в прошлом году выпускников и отчисленных по разным причинам было 141, в этом году – 196. При этом, согласно данным вуза, из заявленного количества этих туркменских граждан в России сейчас находится ориентировочно 75. В Воронеже, надо полагать – еще меньше. Насколько мне известно, массовых обращений в УВМ сейчас также нет. На нашей встрече с московской общественницей также присутствовал воронежский студент – гражданин Туркменистана. Мы договорились, что он по вузам составит списки выпускников – своих земляков, которые оказались в таком незавидном положении, не могут вылететь на родину и сейчас находятся в Воронеже. Этот список был бы для нас большим подспорьем. Но прошла уже неделя – никаких списков я не получил. Продолжаем разбираться в ситуации. Но какие цели в данном случае преследовались общественниками, пока сказать сложно, – прокомментировал «Берегу» официальный представитель МИД.