Газета,
которая объединяет

Рецидивы Гражданской войны

Что и кто стоит за демонтажем в Воронеже памятной таблички расстрелянному и реабилитированному белому генералу
Рубрика: Социум№12 (2566) от
Автор: Ольга Бренер

Памятная табличка бывшему белогвардейскому генералу Гражданской войны Анатолию Пепеляеву на доме №52 по проспекту Революции на прошлой неделе была демонтирована. «Берег» узнал об этом от основателя общественной инициативы «Последний адрес», российского публициста Сергея Пархоменко.

Об исчезновении таблички ему сообщили воронежцы – жильцы того самого дома. Отсюда в 1937 году Анатолий Пепеляев был увезен сотрудниками НКВД, этапирован в Новосибирск и расстрелян в 1938-м. Реабилитировали его в 1989-м.

«ПРОСНУЛИСЬ – А ТАБЛИЧКИ НЕТ»

Памятный знак Пепеляеву был установлен в сентябре прошлого года. Так Воронеж стал 62-м городом, где в рамках общественного проекта «Последний адрес» увековечивается память о жертвах политических репрессий. Таких табличек на домах последнего места жительства арестованных граждан по России уже больше полутора тысяч.

В Воронеже в церемонии установления таблички принимало участие много воронежцев, включая жильцов дома, а также присутствовали гости из Москвы, в том числе правнук знаменитого генерала Игорь Пепеляев.

– Наш принцип: мы договариваемся с домом на основании Жилищного кодекса РФ, который предоставляет собственникам право распоряжаться фасадом. В Воронеже все было отлично, мы не только получили разрешение от жильцов (копия разрешения с подписями жильцов в редакцию предоставлена – прим. ред.), но и сами они оказались большими сторонниками дела. И Пепеляева многие знают, и роман Леонида Юзефовича о нем «Зимняя дорога» читали. И все это в Воронеже начиналось как совершенно прекрасная история. А теперь мне звонят: «Утром проснулись – а таблички нет!» – рассказал «Берегу» Сергей Пархоменко.

«ТРЕБОВАНИЙ О ДЕМОНТАЖЕ НЕ ПОСТУПАЛО»

В администрации города Воронежа редакции пояснили, что с момента установки таблички требований о ее демонтаже от жильцов дома и других горожан не поступало – «за исключением единственного обращения с вопросом о законности ее установки, на которое управой Центрального района было дано разъяснение».

«Табличка на проспекте Революции, д.52 не является мемориальной, поэтому ее размещение не выносилось на обсуждение комиссии по культурному наследию Воронежа, как того требует существующий порядок. Она была установлена в рамках акции «Последний адрес». Такие объекты могут быть демонтированы в рамках исполнения дизайн-регламента и правил благоустройства. Однако управа района демонтаж не осуществляла», – говорится в ответе городских властей, поступившем в редакцию.

«ПО НЕКОТОРЫМ ДАННЫМ»

Между тем, по мнению местного краеведа Николая Сапелкина, установление таблички Пепеляеву в Воронеже – «это новый вызов и раскол общества».

Позиция Сапелкина: Анатолий Пепеляев после Гражданской войны и ареста якобы стал в тюрьмах и лагерях секретным сотрудником ОГПУ. Его освободили в 1936-м и отправили в Воронеж, где единственный год своей свободной жизни при советской власти он, работая столяром, на самом деле выполнял задание как агент-провокатор, вербовал в подставную организацию доверившихся воронежцев.

– Комнату на проспекте Революции, 52 снял для него НКВД. В Воронеже нашлись люди, которые ему поверили, и он подвел их под расстрел, а потом и сам пошел по их пути. Неужели не нашлось в списке репрессированных более достойных людей? – вопрошает Николай Сапелкин.

Однако в публичном научном обороте редакция не нашла данных именно о таком прошлом бывшего белого генерала. О возможности сотрудничества с НКВД ресурс «Википедия» сообщает одной строкой с оговоркой «по некоторым данным». Напомним, официально Анатолий Николаевич Пепеляев реабилитирован.

ПУТЬ К ПРИМИРЕНИЮ…

Сам роман Юзефовича «Зимняя дорога» повествует о трагическом переплетении судеб белогвардейца Пепеляева и его противника на самых северных полях Гражданской войны, красного командира Ивана Строда. И белый Пепеляев, и красный Строд, согласно роману, не потеряли в той борьбе человечности, которая выше любой политической масти. Оба не пытали, не добивали своих пленных. И даже отпускали. В 1922-м Строд победил. В 1937-м, на год раньше своего противника, был расстрелян. В результате «Зимняя дорога» стала метафорой пути к гражданскому примирению в стране. В 2018-м внуки и правнуки Пепеляева и Строда встретились на месте боевых действий знаменитых предков в Якутске, помолились за упокой своих дедов, прадедов и всех жертв Гражданской войны.

…ИЛИ «ЕДИНСТВЕННЫЙ ЗАЯВИТЕЛЬ»

Единственного заявителя в управу Центрального райо­на с вопросом о законности установки таблички редакция нашла. В соцсети «ВКонтакте» в ленте пользователя под ником Артем Петров (он же автор ютуб-канала «Красный Воронеж») выложена копия его переписки с районной властью, обозначенная комментарием «Моя работа». При этом в самой управе Центрального района «Берегу» разъяснили, что ни районные власти, ни здешняя управляющая компания к демонтажу таблички отношения не имеют. Табличку кто-то демонтировал раньше. Между тем «Артем Петров» рассказал корреспонденту «Берега», что уже направил свое обращение и в облпрокуратуру Новосибирска по поводу обоснованности реабилитации Пепеляева.

Редакция, в свою очередь, отправила письмо Леониду Юзефовичу, автору документального романа «Зимняя дорога» (вероятно, располагающему нужными документальными источниками), с просьбой прокомментировать местные коллизии. О воронежском демонтаже таблички Леонид Юзефович сделал пост в сети «Фейсбук». Да и не он один.

Инициатор установки табличек Николаю Пепеляеву и Ивану Строду москвичка Татьяна Сибгатулина, вложившая в увековечение памяти двух знаменитых россиян свои личные средства, сообщила «Берегу», что будет обращаться в воронежскую полицию. Она намерена вернуть в свою собственность демонтированную в Воронеже табличку, представляющую материальную ценность: пластину из особого сплава размером с почтовую открытку в исполнении архитектора Александра Бродского. На ней были указаны имя расстрелянного, его год рождения, профессия, даты ареста, казни и год реабилитации. Правда, кто ее похитил и кто должен возвращать – пока неизвестно. Заявителем в воронежскую полицию готов выступить и правнук Пепеляева Игорь.

– В Якутии по событиям Гражданской войны памяти Анатолия Пепеляева и Ивана Строда мы проводили конференцию вместе с республиканской властью. Меня и правнука Строда пригласили местные жители. В Новосибирске памятник на могиле прадеда тоже охраняется местными властями. Жаль, что в Воронеже все получилось совсем по-другому, – сказал корреспонденту «Берега» Игорь Пепеляев.