Газета,
которая объединяет

Окружили заботой

В воронежских школах помогают адаптироваться учащимся из Донбасса
Рубрика: Социум№15 (2569) от
Автор: Ирина Лазарева

В теплой и дружелюбной атмосфере начали свое обучение в воронежских школах учащиеся, прибывшие из Донбасса. Более 70 ребят сели за парты только в общеобразовательной школе №56, которая в 2014 году уже приняла сотню школьников из ДНР и ЛНР. Многие из них давно окончили школу и вузы.

Как в заведении заботятся об эмоциональном состоянии детей, повидавших вой­ну, узнали корреспонденты «Берега».

С ПОВЫШЕННЫМ ВНИМАНИЕМ

Находящимся в пунктах временного размещения всего несколько дней школьникам трудно сосредоточиться на выполнении письменных заданий, считают в школе. Поэтому здесь временно отказались от домашней работы. Педагоги с повышенным вниманием относятся к каждому ребенку, пережившему стресс.

– Наша главная задача сейчас – сделать так, чтобы дети не испытывали дискомфорта, – говорит директор школы №56 Маргарита Першина. – Конечно, первое время учащиеся будут испытывать трудности – из-за смены места жительства, из-за того, что учебная программа отличается. И перед нами ответственная миссия – окутать их заботой, сделать так, чтобы им у нас было тепло и уютно.

Мэр Воронежа Вадим Кстенин поручил организовать для прибывших детей психологическую поддержку, и педагог-психолог учреждения Ольга Гребцова уже начала работу со школьниками из ДНР и ЛНР. Она провела общие занятия, но впереди – глубокая индивидуальная работа.

– Может сложиться впечатление, что дети не испытывают особого стресса в связи с военными действиями на их Родине. На самом же деле они просто его пока не проявляют, – пояснила Ольга Гребцова.

В ее кабинете много психологических игр, с помощью которых можно понять, какие чувства испытывает школьник. Дети Ольгу Гребцову часто воспринимают старшим другом – делятся сокровенным и даже обнимают.

– К индивидуальной работе с прибывшими детьми я только приступаю, но могу сказать, что подобные события люди переживают по-разному. В 2014–2015 годах самые тяжелые воспоминания детей – пребывание в сырых подвалах. Мы прорабатывали это через игру, разговоры, арт-терапию. Детям нужно давать возможность выплеснуть эти чувства. И, конечно, учитывая, что у многих семей, прибывших в Воронеж, дома остались родственники, мужья и отцы, за которых они волнуются, работать важно и с ними тоже. Я приглашаю на беседы взрослых, которые также находятся в стрессовом состоянии. Война – это страшно.

СЛОВНО БЫЛО ВЧЕРА

Педагог Марина Крыловецкая, которая учит в этой школе второклассников и третьеклашек, прекрасно помнит такое пограничное состояние. Она сама бежала с семьей от войны в 2014 году в Воронеж. Жила в «Голубом экране», где на свет появилась ее племянница, оформляла гражданство, а потом мыкалась по квартирам и старалась найти работу. В сравнении с остальными ей это удалось достаточно быстро – взяли в общеобразовательную школу: сначала в №21, после перешла в 56-ю.

Все то, что она пережила в родном Иловайске, женщина не может вспоминать без слез, особенно теперь, когда конфликт в республиках обострился и она встретила детей, бежавших от войны, в своем классе.

– Наш выезд не был организованным, как сейчас, он был спонтанным. Бежали кто куда. Мы выезжали из-под бомб, еле добрались живыми до границы. Вернуться туда сейчас не представляется возможным: мой дом разбит. И до этого времени мы уже понемногу привыкли, чуть отлегло, а теперь снова, увидев этих детей, эвакуированных с Родины, все вспоминается, будто было вчера, – рассказывает Марина Крыловецкая.

Сначала отключили воду и свет, стали бомбить территории, жители попрятались в подвалах. Там Крыловецкие просидели три дня – почти без сна. Каждые полчаса они слышали, как взрываются снаряды. Один попал в окно соседской квартиры, в которой жила больная женщина – она не успела покинуть жилье...

– Когда выдалось полчаса затишья, муж побежал в гараж, и мы поехали на бешеной скорости куда глаза глядят, в чем были. До сих пор помню глаза соседей, которые выглядывали из подвалов и смотрели на нас, как на смертников. К счастью, мы проскочили. Обошлось, – вспоминает Марина.

УЧЕНЬЕ – СВЕТ

В школе №56, которая первой приняла на учебу детей беженцев в 2014 году, тесно переплетаются судьбы. Вот Вика, родившаяся в «Голубом экране», а после покинувшая с мамой Воронеж, уехав обратно домой, вернулась – и теперь ученица первого класса. Ее тетя Марина Крыловецкая рассказывает, что девочка очень хорошо учится, ее, как и других ребят, приняли в классах тепло и дружелюбно. Но первоклассникам учиться здесь немного проще – не надо адаптироваться к новой программе. Другим учащимся придется сложнее: надо догонять программу, а выпускникам 9 и 11 классов – сдавать госэкзамены.

Учителя школы №56 готовы также к дополнительным занятиям, добавила директор Маргарита Першина.

– Новым ученикам в этой школе рады всегда. Образовательная программа действительно отличается, но здесь умеют найти индивидуальный подход к каждому ребенку и грамотно выстроить работу, – уверена руководитель управления образования Воронежа Любовь Кулакова.