Газета,
которая объединяет

На год вперед

Как себя чувствует воронежская медицина и фармация в санкционных условиях
Рубрика: Экономика№28 (2582) от
Автор: Ольга Бренер

Самой драматичной сферой после введения новых антироссийских санкций в феврале и марте стало здравоохранение. Ведь одно дело – остаться без любимого парфюма, если закрылся бутик, и совсем другое – без проведения точной диагностики, высокотехнологичной операции, жизненно важного лекарства.

Значительный сегмент рынка медицинских изделий в России – импортный, с поставками из Европы и США. А медицинские изделия – это в здравоохранении практически все, не считая лекарственных препаратов и самих врачей. Все, от высокоточного медоборудования и комплектующих к нему до перевязочного материала, шприцов, скальпелей и пробирок. Это также реагенты в лабораторной диагностике, импланты и суставные протезы в ортопедии, «хрусталики» в офтальмологии, стенты в кардиохирургии.

Как в новых условиях перестраивается региональное здравоохранение, есть ли альтернатива высокотехнологичной и самой насущной «санкционке» в медицине? Останутся ли доступными жизненно важные лекарства и насколько подорожают медицинские услуги? «Берег» разбирался в ситуации, пообщавшись с врачами и чиновниками облздрава.

Запас прочности

Руководитель областного департамента здравоохранения Александр Щукин в ходе прямого эфира с жителями региона заверил, что объем медицинских изделий, расходных материалов и лекарственного обеспечения в регионе сформирован на год вперед. Не ожидается на фоне антироссийских санкций перебоев в текущем году и с поставками, и с обслуживанием мед­оборудования. Тенденции к закрытию дилерских центров сервисного обслуживания медоборудования в Воронежской области тоже пока нет.

По словам руководителя облздрава, при областном правительстве уже в течение трех лет успешно функционирует АО «Медтехника», где работают высококвалифицированные специалисты. При этом на законодательном уровне удалось закрепить невозможность пересмотра существенной части контракта с производителями и дилерами медоборудования. С учетом колебаний курса доллара и самой логистики мера оказалась важной. Александр Щукин сообщил, что от производителей и дилеров подтверждены поставки в сроки, оговоренные еще в зимних контрактах. Сформирован и запас важнейших комплектующих. Сейчас возможности по обслуживанию и российского, и импортного медоборудования даже несколько расширяются.

Кроме того, на счетах медицинских организаций находится достаточно средств, чтобы иметь возможность еще год получать медикаменты от поставщиков. Отдельно на оснащение службы крови, детской онкогематологии и стоматологической помощи добавлено финансирование из областного бюджета. В целом по России для получения годового объема лекарственных препаратов и медизделий всем регионам выделили авансирование в пределах суммы годового объема финансирования.

Сохраняются и объемы операций в столь насущной сейчас ортопедии и травматологии.

– Все необходимые инструменты и суставные протезы у нас тоже есть с запасом на год вперед, – заверил Александр Щукин.

Лекарственный синдром

– В регионе также сформирован годовой запас жизненно важных лекарственных препаратов, – подчеркнул Александр Щукин. Он согласился, что по отдельным льготным препаратам действительно были проблемы, связанные с нарушениями сроков поставки. Например, в марте воронежцы купили в 7,2 раза больше «L-Тироксина» и «Эутирокса», чем в предыдущем месяце. В результате эти жизненно важные препараты для лечения заболеваний щитовидной железы в аптеках на какое-то время исчезли.

– Согласно данным системы маркировки, их запас в регионе был сформирован на 7-10 месяцев. Но люди начали закупать лекарства сразу на несколько месяцев вперед. А оптовые организации, видя рост курса доллара, притормозили отгрузку продукции. Сейчас эти препараты снова есть в аптеках, – отметил Александр Щукин.

Уточнить наличие любых лекарств можно по телефонам горячей линии: 212-64-39 (Центр контроля качества и сертификации лекарственных средств) и 8 800 201 36 00 (областная сеть госаптек).

Дело – в логистике

Источник в областной клинической больнице №1 пояснил корреспонденту «Берега», что сэкономить на медикаментах и расходных материалах в условиях оказания экстренной помощи невозможно.

– Мы все закупаем впрок. Так что у нас точно проблем в ближайшее время не предвидится. Санкции отразились на нас в том смысле, что теперь приходится перераспределять логистику. Условно говоря, если прежде 10 процентов медицинской техники, комплектующих и расходников закупали в Израиле и Китае, а подавляющее большинство – в Германии, то теперь просто перераспределяем эти сегменты, увеличивая поставки из Израиля, Китая, Турции, Индонезии. Кстати, медоборудование и комплектующие, которые мы закупали и прежде, чаще всего производятся не в европейских странах. Например, во второй корпус летом должен прийти новый аппарат КТ. И это оборудование, включая все его комплектующие, идет к нам из Китая, – прокомментировали в ВОКБ №1.

Зуб даю

А вот у воронежских стоматологов прогнозы менее оптимистичные.

– У нас цемент – один из основных расходных материалов. За последние два месяца он подорожал вдвое. Анестезия – тоже вдвое. Соответственно процентов на 30 уже поднялись цены в прейскуранте. Многие наши пациенты стали отказываться от лечения. Все это в ближайшее время может привести к росту количества осложнений, экстренных случаев. Думаю, очень скоро прибавится работы у хирургов, особенно в бюджетной сфере. Прежде частные клиники, и не только стоматологические, все-таки разгружали областное здравоохранение, которое приняло на себя весь удар пандемии. Но теперь платежеспособных пациентов станет намного меньше, и нагрузка на всю бюджетную сферу медицины возрастет в разы, – прокомментировал врач-стоматолог воронежской клиники.

Разум восторжествует?

– Да, у меня тоже появилось много опасений в новых санкционных условиях, но я надеюсь, что они каким-то образом скоро развеются. Конечно, определенные моменты в сотрудничестве с зарубежными коллегами потеряны. Все ведь искренне полагали, что кооперация – это хорошо и навсегда, а теперь мы стали ее заложниками. Европейское общество кардиологов сейчас исключило из своего состава российских кардиологов и кардиохирургов. Но думаю, что это временно – пока надо просто каждому хорошо делать свое дело, – прокомментировал «Берегу» главный сердечно-сосудистый хирург ЦФО, руководитель кардиохирургического центра Воронежской областной клинической больницы №1 профессор Сергей Ковалев.