Газета,
которая объединяет

Восстановление и лечение

Новый руководитель лесного хозяйства – о ситуации с «зелеными легкими» нашей области
Рубрика: Социум№42 (2596) от
Автор: Артем Ушаков

На прошлой неделе в воронежском Доме журналистов прошла пресс-конференция недавно назначенного руководителя управления лесного хозяйства Воронежской области Вячеслава Оробинского. Общение состоялось на фоне крутого подъема рисков пожарной опасности и прогнозов по нашествию лесных вредителей.

Как ни странно, такая инерционная отрасль, как лесное хозяйство, может довольно быстро менять свои базовые параметры. Исторически в Воронежской губернии наблюдалась лесистость (процент территории под лесными массивами) в 6%. Обширные степи, на которые наступали песчаные барханы, сухие ветры – это не был экологический рай. Принципиальным моментом стало появление лесозащитных технологий, разработанных нашим выдающимся земляком Василием Докучаевым. В итоге к текущему веку лесистость достигла 11%.

Но ничто не могло помешать катастрофе 2010 года, когда пожары бушевали на площади более 16 тыс. га. После 2010-го потребовалось изменить концепцию лесовосстановительных посадок (перемежать сосну с лиственными породами), пришлось привлечь больше ресурсов, в том числе труд волонтеров. К сегодняшнему дню все поврежденные огнем территории восстановлены, но по ряду факторов лесистость уже существенно не превышает «исторический» показатель – 6%, или 476 тыс. га.

Пожары происходят ежегодно: в прошлом году было зафиксировано 42 лесных пожара, 640 га повреждены и подлежат восстановлению в будущем году.

– Задачи охраны лесов от пожаров и процесс лесовосстановления ставим на первое место, – сказал Вячеслав Оробинский. – Лесовосстановление включает в себя расчистку гарей, выращивание лесных культур. Для этого мы развиваем питомники. На территории Воронежской области 10 лесных питомников. В них выращивается посадочный материал – как с закрытой, так и с открытой корневой системой. Саженцы выращивают за два года, в теплицах – за год, и потому еще совсем недавно в степной зоне допускалась высадка тепличных саженцев. Но когда температура песка достигает 45 градусов, очень мало шансов выжить растению, выращенному в тепличных условиях. Так что в эпоху глобального потепления мы вернулись к старым методикам посадок.

Как мы поняли со слов спикера, область даже является «экспортером» саженцев для регионов со сходными почвенно-климатическими условиями.

В этом году лесных пожаров в регионе пока не зафиксировано. Но наши массивы подвергаются и другой опасности. На территории области выявлено к маю 25,5 тыс. очагов вредителей болезней. Порядка 30% – это очаги корневой губки, для которых характерно усыхание хвойных лесов в пригороде, разреженные кроны. Корневая губка поражает в основном искусственные насаждения, а там, где естественное обновление лесов, очаги корневой губки минимальны.

– Поэтому мы стараемся сохранять участки, где намечается естественное обновление лесов, – продолжил спикер. – Так, из 16 тыс. га, пострадавших от пожаров, 14 тыс. га отданы под искусственное восстановление и 2 тыс. га – под естественное заращивание. Там, где были очаги корневой губки, практикуем сочетание лесных культур: не 100% хвойных, а 70% процентов лиственных и 30% хвойных. Так можно подавить болезни. К тому же лиственные насаждения снижают класс пожарной опасности и поглощают больше углекислого газа за счет площади листа.

«Берег» попросил уточнить ситуацию с распространением соснового шелкопряда.

– В Петропавловском районе выявлен очаг поражения площадью 2148 га. Заявлена сумма порядка 2,5 млн руб. на авиаобработку, заявка сейчас в Рослесхозе на рассмотрении.

Впрочем, в отличие от губки, нашествие соснового шелкопряда не так губительно, считают специалисты. Вредитель съедает хвою, но она отрастает, все деревья не погибнут.

– За этими процессами достаточно просто наблюдать, но в защитных лесах лучше принимать превентивные меры. Надеемся, к концу июля финансирование подтвердят и направят, и очаг будет ликвидирован, – сказал Оробинский. – Если нет, будем задействовать для обработки автотракторную технику.

А вот большинство из подозрений «зеленой» общественности в незаконных порубках он опроверг. Из 800 га по плану в регионе вырубается 300 га леса. Все остальные случаи нужно рассматривать индивидуально: смотреть, кому принадлежит участок, каково его предназначение. Нередко это просто дикие заросли.

В любом случае хозяева леса обязаны заботиться о каждом клочке своих владений: оберегать от болезней, вредителей и пожаров.