Газета,
которая объединяет

Просматривая тетради

По циклам воронежских стихов Мандельштама вышел спектакль
Рубрика: Культура№46 (2600) от
Автор: Ирина Лазарева

Театр кукол имени В.А. Вольховского завершил 96-й театральный сезон спектаклем «Мандельштам. Воронежские тетради». Премьерные показы прошли 24 и 25 июня. За постановку взялся Руслан Кудашов, один из признанных современных режиссеров-кукольников, главный режиссер Большого театра кукол.

В театре говорят, что это, пожалуй, первое осмысление с помощью кукол жизни и творчества поэта в период его ссылки в Воронеж. Руслан Кудашов сочетает в постановке разные системы кукол с «живым планом». Образы и персонажи, которые существуют в мире «Воронежских тетрадей», представлены марионетками. Если вы не читали произведение, погрузиться в мир Мандельштама будет непросто, но в театре об этом тоже позаботились – сделали программку с полным описанием образов.

Среди них, например, Чаплин – это беззаботная и смешная ипостась Мандельштама. А вот Дон Кихот олицетворяет собой уже более взрослого поэта, который пережил психологическое давление и помешательство в Чердыни. Щегол является символом свободы и жажды жить. Марионетки в этом кукольном спектакле все же оттеняются живым планом, а также есть и те персонажи, которые и вовсе не дополняются кукольным образом. Это жена Мандельштама и следователь.

Такой ход выбран режиссером намеренно, чтобы даже на сцене противопоставить лирический мир реальности. В обоих мирах живет лишь Наталья Штемпель – друг семьи, «воронежская Лаура» и человек, сохранивший сборник для потомков.

– По форме спектакль похож на «Божественную комедию» Данте, потому что мы двигаемся от тьмы к свету. В первых стихах цикла автор находится в крайне горестном ощущении себя и мира. Для него ссылка в Воронеж – это абсолютная блокада, травля, вакуум без общения и поддержки. Но заканчиваются «Тетради» воздушными стихами, появляется совершенно другое настроение, другое понимание себя в мировом пространстве. Так и мы в спектакле дантовскими кругами ада движемся к свету, все пронзающему и во все проникающему свету, – рассказал в интервью журналистам Руслан Кудашов.

Образ Данте тоже присутствует на сцене, но этой марио­нетке намеренно дали мало «красок» – из возможностей выражения только двигающаяся рука. Малоподвижность присутствует в кукле для того, чтобы подчеркнуть монументальность персонажа.

Многие артисты театра кукол, занятые в премьере, признались, что почти не были знакомы с творчеством Мандельштама, либо просто его не любили. Процесс репетиций дался им нелегко, но каждый отмечал для себя, что чем больше Мандельштама читаешь, тем лучше его понимаешь, осознаешь глубину его мыслей. По словам актера Владислава Ефанова, он читал Мандельштама вечерами вслух.

Как добавила директор театра Любовь Пристинская, приглашая в театр Руслана Кудашова, ей хотелось, чтобы Мандельштама больше читали в Воронеже, и ее «теория» привития любви к творчеству поэта через спектакль оправдалась, уверена она. Хотя надо сказать, что постановка в процессе репетиций «повзрослела»: изначально предполагали поставить «Воронежские тетради» для аудитории старше 10 лет. Но в итоге возрастное ограничение – 16+.

– Это неимоверное, очень важное событие в культурной жизни нашего города. Ощущение, что сегодня родился новый театр – Воронежский театр кукол этого века. Они создали свою «Чайку»! Не умаляя, конечно, предыдущие заслуги и великолепную биографию театра, связанную с именем Вольховского, – оценил спектакль народный артист России Камиль Тукаев.

Кстати

Театр кукол им. В.Вольховского – один из старейших театров кукол России, который ведет свою историю с 1925 года. Воссоздан в апреле 1944 года, через год после освобождения Воронежа. Участник и многократный лауреат международных фестивалей театров кукол в России и Европе. Лауреат премии Федора Волкова за вклад в развитие театрального искусства.

В репертуаре театра более 30 спектаклей для всех категорий зрителей – для детей от 2 лет, родителей с детьми от 10 лет и взрослых.