Газета,
которая объединяет

С правом на компенсацию

Какие сложности связаны с возвратом товара, купленного дистанционно
Рубрика: Социум№49 (2603) от
Автор: Наталия Осадчая

Имеют ли право интернет-магазины требовать компенсацию при возврате товара, кто ответит за скользкий пол в торговом зале и почему стоит пересчитывать за коммунальщиками начисление платы – об этом поговорим в нашем очередном выпуске.

Это не штраф

Электронные покупки становятся все более популярными. Приобщившиеся в период пандемии к шопингу в интернет-магазинах (маркетплейсах) граждане оценили этот вид торговли и продолжают пользоваться им и после снятия всех коронавирусных ограничений. Как и при обычных отношениях продавцов и покупателей, у потребителей возникает немало правовых вопросов.

ФАС рекомендовала маркетплейсам эффективней взаимодействовать с покупателями и поставщиками из-за увеличения числа жалоб. Отмечается, что больше всего нареканий поступает из-за непрозрачности их работы. Люди сообщают о принуждении к участию в акциях, односторонних изменениях условий договоров, взимании комиссий, а также проблемах с приемкой, хранением, доставкой и возвратом товаров. В ФАС не исключают, что в случае дальнейшего роста числа жалоб может потребоваться государственное вмешательство в работу маркетплейсов.

Один из самых злободневных вопросов в работе торговых интернет-площадок – штрафы за возврат неподошедших или некачественных товаров.

Штрафовать маркетплейсы контролеры не могут, но вот право на компенсацию своих расходов покупатели имеют, пишет «Российская газета», ссылаясь на полученное в Рос­потребнадзоре и Союзе потребителей РФ разъяснение.

К моменту получения заказа некоторые покупатели передумывают его забирать, а другие, примерив несколько заказанных платьев или курток, остаются разочарованными. И по аналогии с магазином, где можно хоть весь ассортимент примерить и ничего не купить, отказываются от интернет-заказов.

«Но в магазин человек приходит сам. А в случае с маркетплейсами товар для покупателя специально доставляется в удобную для него точку. Это и амортизация автомобилей, и расходы на бензин, и оплата курьеров. Недавно целый скандал разгорелся вокруг введения якобы массовых штрафов в Wildberries. В самой компании сразу опровергли введение поголовных штрафов за отказ от товаров, но подчеркнули: «Мы применяем оплату услуги обратной доставки товаров только для клиентов с высокой долей возвратов и/или невысокой суммой выкупа. Данный тариф затрагивает лишь около 10% клиентов».

«С юридической точки зрения это не штраф. Есть статья 26.1 Закона «О защите прав потребителей», которая позволяет вычесть из возвращаемой стоимости товара расходы продавца на его доставку от потребителя. В Wildberries эту услугу в среднем оценили в 100 рублей», – пояснил глава Союза потребителей РФ Петр Шелищ.

«Если потребитель не согласен с размером компенсируемых расходов, он вправе подать претензию в адрес продавца, на которую тот обязан ответить. А в дальнейшем, если не согласен с ответом, покупатель имеет право обратиться в суд», – указывают в Роспотребнадзоре.

Эксперты отмечают, что любые расходы на доставку возвращенного товара должны быть обоснованными, иметь подтверждение и быть связаны именно с возвратом конкретного товара, а не носить характер штрафа, установленного в виде единой платы за возврат любого товара.

Скользкий пол

В Волгоградской области пенсионерка из города Волжского взыскала 300 тыс. руб. моральной компенсации за падение на скользком полу в магазине. В результате падения 77-летняя женщина получила травму бедра со смещением.

По сообщению пресс-службы судов Волгоградской области, инцидент произошел в декабре 2020 года:

«Суд установил, что напольное покрытие в магазине не отвечало требованиям безопасности: оно было мокрым и на нем отсутствовало защитное покрытие в зимнее время года».

Суд признал доводы истца обоснованными. Компенсация морального вреда составила 300 тыс. руб. Ответчику также присудили оплатить судебные расходы и гонорар адвокату потерпевшей – около 46 тыс. руб.

Представитель торговой организации обжаловал решение, но Волгоградский областной суд, изучив материалы дела, оставил апелляционную жалобу без удовлетворения.

Привлекли коммунальщиков

Жители многоквартирного дома №50 по ул.Кемеровской пожаловались в Управление Роспотребнадзора по Воронежской области на излишне начисленные суммы за коммунальные услуги от ООО «Тепловые коммуникации» в период с октября 2020-го по апрель 2021 года.

Получив обращение, специалисты провели проверку и установили, что ООО «Тепловые коммуникации» при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению применяли некорректный размер общей площади жилых и нежилых помещений в МКД.

По итогам проверки «Тепловым коммуникациям» было выдано предписание об устранении выявленных нарушений – сделать перерасчет исходя из общей площади жилых помещений и нежилых помещений. Однако в организации предписание проигнорировали. Требования потребителей о проведении перерасчета оплаты за коммунальную услугу (отопление) в добровольном порядке также не были удовлетворены.

В сообщении Роспотребнадзора указывается, что у всех потребителей было нарушено право на качество оказываемой услуги в части неправомерного начисления оплаты.

«Граждане получили нравственные и физические страдания, связанные с нарушением их прав – вследствие неправомерного начисления ООО «Тепловые коммуникации» оплаты за коммунальную услугу (отопление), в том числе переживания в связи с тем, что исполнитель отказался от удовлетворения их требований в добровольном порядке, не возвращает излишне начисленные денежные суммы по предъявленным претензиям, а также в связи с тем, что придется восстанавливать справедливость через суд», – прокомментировали в управлении ситуацию.

В результате мировой судья в Советском судебном районе частично удовлетворил требования на общую сумму
84 218 руб., в том числе моральный вред 6600 руб.

Безопасной альтернативы нет

Курильщики все чаще отказываются от курения сигарет в пользу вейпов, считая, что они безвреднее. Медики говорят, что безобидность вейпов – миф, так как они также содержат токсичные вещества, которые могут стать причиной развития рака и других заболеваний.

Жидкость, которая используется в вейпах, бывает двух видов – с солевым никотином и без него. Но даже безникотиновая жидкость содержит в своем составе канцерогены нитрозамин и диэтиленгликоль – примерно в десять раз больше, чем в обычных сигаретах; формальдегид – высокотоксичное соединение; ацетальдегид – канцероген, отравляет организм, формирует зависимость от курения и повышает риск развития болезни Альцгеймера.

Когда человек курит обычные сигареты, он легко может подсчитать их количество и остановиться на, скажем так, своей норме. С «электронками» такого не получится: их крепость зависит не только от состава жидкости, но и от параметров устройства. Чем оно мощнее, тем больше пара можно вдохнуть за одну затяжку, следовательно, больше никотина поступает в организм.