Газета,
которая объединяет

Вверх по коридору

Почему полисы ОСАГО подорожают почти на треть, и как выгодно купить новый автомобиль
Рубрика: Социум№52 (2606) от
Автор: Александр Нечаев
Центральный банк России в ближайшее время намерен разрешить страховым компаниям расширить коридор базового тарифа ОСАГО для большинства категорий автовладельцев – на 26% в обе стороны. Формально это не подорожание, а увеличение тарифного коридора, но мы-то понимаем: цены страховые компании снижать не будут, а вот раздвижением ценовой границы вверх обязательно воспользуются.

Если раньше максимальная базовая цена была 5 098 руб., то теперь – 7 053 руб. Плюс коэффициенты. Регулятор объясняет такое изменение резким подорожанием запчастей, стоимость которых при ремонте после ДТП должна покрывать «автогражданка». «Самые «бьющиеся» при авариях детали подорожали в среднем на 28,7%, следует из обновленных справочников стоимости запчастей Российского союза автостраховщиков», – отметили в пресс-службе ЦБ.

И действительно, новая редакция справочника с ценами увеличила стоимость большинства позиций, то есть страховым компаниям приходится платить за аналогичные ДТП больше, чем раньше. Вот только цены в справочнике все равно не дотягивают до рыночных. Мы проверили несколько популярных моделей автомобилей, и расчетные цены примерно на 5-10% стабильно ниже рыночных. Не стоит забывать и про очень любимый страховыми компаниями коэффициент износа. Так что даже рост стоимости полисов почти на треть не обеспечит водителей полной компенсацией, которой хватит на ремонт.

Увы, но в ЦБ решили не увеличивать страховые лимиты. С ростом цен на запчасти максимальной выплаты в 400 тыс. руб. уже часто не хватает. А каждый выход за лимит – это суды между водителями, чего ОСАГО как раз и должно избегать. Но максимальный размер выплат оставили прежним – даже несмотря на рост тарифа.

В страховых компаниях, конечно, заявляют, что роста стоимости полиса для всех водителей не будет. Добавят цену для тех, кто часто попадает в аварии, а добропорядочным шоферам тариф сохранят, но пока в это не очень верится. Скорее всего, у всех водителей новый полис ОСАГО выйдет дороже старого.

Продажа как услуга

В России наконец заработал электронный сервис для продажи автомобилей через Госуслуги. Нововведение многократно анонсировали (и мы о нем уже рассказывали), но запуск несколько раз переносили для доработки сервиса. Теперь все заработало.

Электронный договор о продаже машины можно заключить полностью в режиме онлайн. Документ будет иметь ту же юридическую значимость, что и подписанный на бумаге. Чиновники упирают на то, что сделку можно оформлять без очной встречи продавца и покупателя, хотя на практике такой плюс кажется сомнительным: покупать машину без личного осмотра – лотерея.

Однако плюсы от возможности проведения электронной сделки у водителей есть. Покупателю будут видны все данные об автомобиле, его владельце, задолженностях, в том числе о наложенных на автомобиль ограничениях. Это снимает следующий риск: заключив договор в простой письменной форме, покупатель придет в ГИБДД и узнает, что машину зарегистрировать на себя не может из-за ограничений.

Кроме того, штрафы с камер за нарушения ПДД после оформления электронного ДКП начнут сразу приходить новому владельцу автомобиля. Даже если он не успел перерегистрировать машину на себя. Сейчас же штрафы нового владельца, пока он не поставил машину на учет, присылают бывшему собственнику, который вынужден доказывать, что ничего не нарушал.

Для совершения сделки оба ее участника должны иметь подтвержденные учетные записи на Госуслугах и с­­качать на телефон приложение «Госключ». Заполнять договор начинает продавец. Автомобиль выбирается из перечня транспортных средств, принадлежащих продавцу. Удобно, что все данные подтягиваются автоматически, вбивать их вручную нет необходимости. Покупателю приходит уже заполненный договор. Обе стороны фиксируют виртуальную подпись с помощью приложения «Госключ».

В целом это очень полезное нововведение. Оно, конечно, не убирает риски при покупке машины на вторичном рынке и никак не гарантирует техническое состояние авто, но делает процедуру более удобной и даже в некотором роде цивилизованной.

Вам стимул будет

На фоне небывалого обвала рынка автомобилей (продажи упали почти на 80%) Минпромторг решил возобновить программу льготного кредитования. Со скидкой можно будет купить модели УАЗа, Lada и ГАЗа стоимостью до 2 млн руб. И вот уже первое отличие: если раньше со скидкой можно было приобрести локализованные иномарки, то теперь в списке только российские модели.

Но изменилось не только это – по условиям программы льготного автокредитования субсидируемая из федерального бюджета скидка составит до 20% от стоимости автомобиля, которая указана в договоре купли-продажи. Раньше компенсировалось только 10%. Вырос и лимит стоимости автомобиля – с 1,5 млн руб. до 2 млн руб. Впрочем, цены на машины увеличились еще сильнее: 2 млн руб. – это уже обычная цена для дорогих модификаций Lada и УАЗ, а ГАЗель так и вовсе не помещается в эту сумму. Естественно, субсидия распространяется только на новые машины, выпущенные после 1 июня 2022 года.

Как и раньше, программа доступна семьям с одним несовершеннолетним ребенком, медикам и учителям, а также водителям, впервые покупающим транспортное средство. Однако даже если у автомобилиста нет детей, он не медик и не учитель, он также сможет воспользоваться программой. Для этого важно выполнить только одно условие – у него должен быть автомобиль старше шести лет, которым он владел не менее года. В этом случае машину можно сдать в трейд-ин и купить новую по госпрограмме. Субсидия возможна при покупке в кредит, а деньги из бюджета идут на покрытие части первоначального взноса.

Отдельным пунктом в программе идут электромобили Evolute. Этот новый бренд сейчас очень активно раскручивается государством. Выпуском машин займется компания «Моторинвест» на заводе в Липецкой области. Хотя, по сути, это китайские электромобили, к которым просто прикрутят новый шильдик – государство обращает на них большое внимание. Скидка на Evolute составит 35%, но не более 925 тыс. руб. на один электромобиль. Естественно, в 2 млн руб. электромобили не впишутся, но сколько они будут стоить и какой модельный ряд предложат, пока неизвестно – завод такой информации не давал, а сборка еще даже не стартовала.

Госпрограмма хорошо вписывается в тренды по снижению цен в автосалонах. После катастрофического обвала продаж дилеры начинают понимать, что перегнули с повышением прайсов. Кроме того, в продажу начали поступать упрощенные версии Lada, которые можно купить в пределах 700-750 тыс. руб. Если к этому добавить еще и скидку по государственной программе, уже можно подумать об обновлении автомобильного парка.

Правда, про иномарки приходится пока забыть.