Газета,
которая объединяет

Статус служения

Врач СПИД-центра – о работе с упрямыми пациентами и помощи людям с ВИЧ
Рубрика: Люди дела№61 (2615) от
Автор: Ирина Лазарева
Профессия по призванию – это когда не можешь и не хочешь быть кем-то другим. В этом убеждена заведующая отделением организации диспансерного наблюдения и лечения Воронежского областного клинического центра профилактики и борьбы со СПИД Татьяна Лексикова.

22 августа врач-инфекционист отпраздновала юбилей – 60 лет. Но есть и еще одна дата: ровно 20 лет служения в центре СПИД. А служение – это про верность профессии и трудным пациентам, которых порой очень сложно убедить лечиться; про социальную миссию и защиту от профессионального выгорания.

«На третий день – роды»

Сегодня Татьяна Лексикова – врач высшей категории, награждена грамотами за вклад в развитие регионального здравоохранения, нагрудным знаком «Отличник здравоохранения» РФ, благодарственными письмами Минздрава и правительства Воронежской области. Она с детства хотела быть врачом, чтобы помогать людям, но мечте не сразу суждено было сбыться: первая попытка поступить в институт не увенчалась успехом. Пришлось пойти в медучилище и отучиться на фельдшера.

Из училища юная Таня вышла с крепкими знаниями в области анатомии, фармакологии, микробиологии… По распределению начинающий специалист попала в фельдшерско-акушерский пункт на хутор Новая Паника в Волгоградской области.

– На третий день моей работы случились ночные роды. А у меня в машине только набор для оказания первой помощи! Конечно, был испуг! Но я сделала, что от меня требовалось. Тогда впервые почувствовала себя уверенной, стала понимать, что могу собраться в экстренной ситуации и выполнить то, что должна – оказать помощь, – говорит Татьяна Лексикова.

Она проработала на этом месте всего три месяца, потом отправилась в институт, поскольку попала в число 5% выпускников училища, которым дали направление для поступления в вуз.

– В ФАПе я получила огромный опыт. Люди шли ко мне и днем и ночью: кому помощь оказать, кому лекарство дать, а кому требовалось просто поговорить. Во время этой практики я почувствовала, что мало быть просто знающим специалистом, надо уметь найти подход к людям, надо учиться находить с ними общий язык.

Система помощи
с нуля

В ее работе как врача – немало упрямых пациентов, которые не хотят принимать таблетки. Для Татьяны Васильевны это и вызов, и миссия: сохраняя здоровье одного, сохраняешь здоровье нескольких. Врач на протяжении 20 лет работает с самыми трудными пациентами центра СПИД, имеющими положительный ВИЧ-статус, и ей приходится с ними договариваться, а иногда – брать хитростью.

– Когда я сюда пришла, мы, по сути, выстраивали систему оказания помощи ВИЧ-положительным с нуля, это 2001 год. Не только принимали пациентов, а взаимодействовали с районами – по вопросам проведения обследования, постановки на учет, наблюдения. Тогда многие наши пациенты совсем никак не хотели «светиться», скрывали диагноз от всех, но при этом и на прием не приходили, – вспоминает Татьяна Васильевна.

Тогда она предложила расписать пациентов по районам, и за каждым из населенных пунктов закрепить ответственного. Начались командировки в область.

– На выездах мы говорили с людьми о том, почему важно не запустить себя, зная диагноз, – говорит инфекционист. – Потом работа пошла с беременными.

Разговаривать
и внушать

Далеко не всегда к инфекционистам приходят алкоголики или наркопотребители, женщины, оказывающие интимные услуги. Однако на сегодняшний день половой путь – самый распространенный для передачи вируса.

– Инфекционисты в самом деле как психологи работают. Нам больше других приходится разговаривать, внушать. Человек к тебе первому приходит, открывает душу, говорит обо всех рисках. Врачу, который внимательно выслушивает, потом и больше доверяют, – рассказывает Лексикова.

Если посмотреть на медицинских сайтах отзывы о нашей героине, то вы вряд ли найдете там хотя бы один негативный. Пациенты пишут в основном только благодарности и теплые слова: «Именно она много лет назад дала мне веру в то, что жить можно и нужно», «Это фея в белом халате!».

– Одного парня в очень запущенном состоянии выявили. Наркопотребителя, который не желал лечиться. Круглосуточно с его отцом была на телефоне, он докладывал, что происходит с сыном, я советовала, как его убедить, чтобы тот все же начал принимать таблетки. В начале-то у всех все хорошо – живут, как жили; а вот через 8-12 лет приво­зят их уже к нам тяжеленных, и они умоляют: «Помогите!» Вот сейчас у меня в стационаре парень, который год назад не стал лечиться, а вернулся уже с туберкулезом. За год практически «сгорел».

Есть и еще один шоковый метод, к которому могу прибегнуть – веду человека, отказывающегося от лечения, на экскурсию в наш стационар. Состояние людей, которые там оказались, порой красноречивее любых слов. Бывает, что надо проявить особую жесткость, сказать что-то очень резкое, чтобы человек наконец услышал. Пациенты этому удивляются, но я перед ними за жесткость извиняюсь в конце приема, говорю: «Простите, но вы меня вынудили», – делится историями из практики «фея».

«Быть рядом»

В центре СПИД на прием одного пациента дается 30 минут – не так, как в обычной поликлинике.

– Но бывают нерешенные ситуации, с которыми не хочу отпускать пациентов домой. Прошу не уходить или продолжаю работу, когда есть такая возможность. А неопределенность мне вообще не нравится! В таких случаях сама предлагаю обсудить еще раз все по телефону, намечаю план работы с такими пациентами, – рассказывает врач-инфекционист. – Даю им свой телефон.

При этом Татьяна Васильевна не только ведет прием, но и как завотделением вынуждена посещать совещания, экстренные летучки и самые разные конференции...

Тонкости
мастерства

Сейчас Татьяна Васильевна является наставником молодых специалистов. Она учит их искать подход к каждому, понимать между строк. Учит еще и спокойствию, а то ведь всякое случается. Контингент же разный: приходят на осмотр и лица, освободившиеся из мест заключения. Начинают свои порядки устанавливать, и врачи вынуждены объяснять, какие правила в этом медучреждении.

Научив жить в новой реальности, Лексикова для многих становится не просто докто­ром, а близким человеком. По словам Татьяны Васильевны, врач не может быть профессионалом без трех важных качеств: грамотности, честности и доброты. Надо уметь построить со своими пациентами доверительные отношения. А для этого – не обманывать, говорить доступным языком, не осуждать, относиться с пониманием.

В этом году, например, Татьяна Васильевна подарила пациентке свои туфли – во время приема.

– Девочка лежала в Тенистом, ко мне пришла с голыми ногами – в сланцах, а на улице дождь как из ведра. Промокла, продрогла. Что прикажете делать? Обула, одела. У меня с пациентами тесные отношения. И когда у них трудности – любые, я должна знать. Ведь в семье это нормально, а мы ею за долгие годы, бывает, становимся.