Газета,
которая объединяет

Спасти и сохранить

Эксперт по безопасности Владислав Карташов – об алгоритмах поведения при ЧП
ОБЖ нередко считают второстепенным предметом, однако он как никакой другой подготавливает нас к непредвиденным жизненным обстоятельствам. Безопасность жизнедеятельности – это записанные на подкорку алгоритмы поведения. И хорошо, если ничего не случится, но если случится – ты будешь знать наверняка, что нужно делать.

В Воронежской области действует режим среднего уровня реагирования. Население информируют о наличии убежищ, управляющие компании проводят (в плановом режиме) инвентаризацию подвальных помещений, в школах организованы тренировки. «Берег» поговорил с экспертом по безопасности, руководителем АНО «Школа семейной безопасности» Владиславом Карташовым о том, что надо помнить при ЧП и чему точно стоит обучить детей.

В колонну по двое

О действиях во время пожара учащимся рассказывают, пожалуй, чаще всего, однако с алгоритмом поведения на практике могут возникнуть затруднения. Впрочем, администрации общеобразовательных организаций заранее разрабатывают план эвакуации людей на случай пожара, изучают его с персоналом школы и периодически отрабатывают действия с детьми.

– При возникновении пожара в школе необходимо по
команде учителя построиться в колонну по двое. Эвакуацию надо осуществлять под руководством классных руководителей или педагогов, проводящих занятия в классе. При этом учителю необходимо взять с собой учебный журнал, чтобы убедиться, что все дети по списку выведены. Замыкающими обычно ставят наиболее физически подготовленных мальчиков. Двигаться нужно быстрым шагом, но не бежать. При наличии дыма на путях эвакуации необходимо прикрыть органы дыхания платком или какой-либо вещью, если платка нет. Передвигаться в таком случае согнувшись, – рассказал Владислав Карташов.

Правила поведения при возгорании универсальны, объяснять это учащимся можно уже с начальных классов. Но регулярная тренировка действий при пожаре на сегодняшний день тоже важна, поскольку люди в стрессовой ситуации зачастую склонны поддаваться панике и становиться невнимательными.

Не пытайтесь дружить

Стрельба в школе – еще один бич времени. В конце сентября вооруженное нападение в Ижевске совершил выпускник учреждения. К такому весьма трудно подготовиться, однако алгоритмы действий проработаны, и в образовательных учреждениях осведомлены, как быть при таком раскладе.

– Мы должны для себя понимать без каких-то уступок: это подросток (или взрослый), который пришел в школу убивать себя и других. С ним не стоит договариваться, разговаривать, не надо признавать, что он ваш друг. В данный момент – это особо опасный преступник. С ним нельзя спорить, вступать в диалог и думать, что вы сможете переубедить его. Нельзя смотреть ему в глаза, желательно вообще на него не смотреть и не привлекать к себе внимание, – говорит Карташов.

Если преступник в поле вашего зрения, то постарайтесь спрятаться за угол или колонну, в крайнем случае – лечь на пол. Так вы окажетесь ниже линии огня при беспорядочной стрельбе. Если есть возможность забаррикадироваться в классе, то сделайте это. Обязательно нужно поставить телефон на беззвучный режим.

– После того как забаррикадировались, сидите тихо, ждите, когда на помощь придут силовые структуры, – пояснил эксперт по безопасности. – Но если вдруг почему-то случилось так, что вы вынуждены убегать, делайте это зигзаго­образными перебежками.

Любопытство –
не в этом случае

Эксперт по безопасности проанализировал также ЧП, случившееся недавно в Белгороде. Там ребенок пострадал от детонации дрона, и мальчика доставили в федеральный медицинский центр с множеством ранений. Аппарат сдетонировал прямо в руках у девятилетнего школьника.

– Обнаружив забытую вещь, спросите у людей, находящихся рядом, не принадлежит ли она им. Не пытайтесь самостоятельно посмотреть, что там находится. Если вы видели, кто это оставил, попытайтесь запомнить этого человека, затем расскажите о находке охраннику или учителю, – говорит Владислав Карташов.

После происшествия в Белгороде силовые структуры обратились к родителям и педагогам с просьбой, чтобы они чаще говорили с детьми о правилах безопасности.

В тему

Сейчас общественные организации проводят курсы по оказанию первой помощи. Школа семейной без­опасности – не исключение. Владислав Карташов убежден, что такие навыки необходимы каждому, вот только объяснить на пальцах, как помочь человеку, не выйдет. Нужны осмысленные практические занятия.

– Для начала стоит убедиться, что подойти к пострадавшему безопасно. Затем проверить, нет ли у него наружного кровотечения, потом проверяем сознание и дыхание. И вот от наличия или отсутствия одного и другого зависит последовательность наших действий. К примеру, если у человека нет сознания, но есть дыхание, нужно перевести его в устойчивое боковое положение, чтобы не запал язык и он не подавился рвотной массой. А если нет ни сознания, ни дыхания, то приступаем к сердечно-легочной реанимации. И тут тоже свои нюансы, которые предлагаю закрепить практическими занятиями, – объяснил Влади­слав Карташов.