Непокоренный город-фронт
Уточнить потери невозможно…
Рассекреченные материалы будут интересны не только историкам. В оперативных сводках, отчетах командованию, фотографиях день за днем прослеживаются тяжелейшие эпизоды в истории Воронежа.
Так, в оперативных сводках 195-й стрелковой дивизии содержатся материалы об уличных боях, в которых бойцы и командиры 60-й армии сражались буквально за каждый дом. В оперативной сводке от 14 июля 1942 года читаем: «604-й стрелковый полк занял отдельные дома по обе стороны северо-восточнее кладбища, продолжает наступление… Полк несет большие потери, которые достигают 70% от всего личного состава». В сводке от 15 июля говорится об общих потерях в частях дивизии: «В стрелковых подразделениях – до 70%; в спецподразделениях – до 30% и в обслуживающих подразделениях до 10%. Ввиду непрекращающихся днем и ночью боев уточнить общие потери людского состава, конского состава и материальной части не представляется возможным».
«В течение 16 июля в воздухе господствует авиация противника и беспрерывно бомбит боевые порядки частей дивизии и наносит большие потери», – пишут командиры и просят подкрепления для выполнения боевой задачи, в том числе авиации, которая «в течение пятидневных боев на фронте дивизии участия не принимала».
В составе дивизии – учебный батальон, бойцы которого так мужественно ведут бои в районе областной больницы. В дивизии нет даже карт боевых действий.
Отдельного внимания заслуживает журнал боевых действий, где содержатся схемы ведения боев 195-й стрелковой дивизии за июль-август 1942 года. Здесь отмечены позиции советских подразделений в боях на северо-западных окраинах Воронежа, в частности, в районе «больничного городка», который не раз переходил из рук в руки.
Следующая папка – оперативные сводки соседа 195-й дивизии слева – 121-й стрелковой дивизии, части которой также вели бои на территории «больничного городка».
Фотосвидетельства
Фотоальбом боевых действий частей 2-й воздушной армии РККА в Воронежской операции в период с 12 января по 3 февраля 1943 года содержит гриф «Секретно» и отметку «Рассекречено». Здесь содержатся неизвестные ранее фотографии, относящиеся ко времени освобождения Воронежа. На одних снимках запечатлены останки уничтоженных возле Воронежа немецких железнодорожных эшелонов, автомашин и пехоты. На других показаны здания города, которые были подорваны немцами во время отхода.
В трофейном альбоме частей 2-й армии вермахта в период с июля по октябрь 1942 года можно увидеть фотографии боев за Воронеж, в частности, эпизода фашистского контрнаступления, работы немецких артиллеристов, уличных боев, на которых отчетливо заметен тотальный характер разрушений городской застройки.
Зверства захватчиков
С содроганием читаем акт о зверствах и бесчинствах венгров в селе Россоши (если в донесении нет ошибки, то речь идет о Репьевском районе – прим. ред.): «6 июля 1942 года ворвались в наше село Россоши немецко-фашистские бандиты. Началась тяжелая, мучительная, полная лишений, кошмарных издевательств жизнь местного населения… Все население села Россоши подвергалось тяжелым наказаниям, избиениям... Весь режим был построен на побоях, издевательствах и пытках… Грабеж мирного населения носил самый зверский характер. Так, у колхозницы Натальи Даниловны Колесниковой отобрали все до последней картофелины. Избу ее сожгли. Когда же она стала умолять оставить ей немного хлеба, картошки (ведь у нее четверо детей), ее немецкий солдат избил и надругался... Сожгли 25 домов, разрушили школу-десятилетку и три начальные школы, сельмаг, больницу и родильный дом, сельпо, почту, сельский совет и баню».
Умерла в мучениях после зверского изнасилования учительница села Екатериновка Россошанского района: «Зверски была изнасилована учительница Комагорова, которую офицеры, вдоволь натешившись, отдали на потеху солдатам. Голая, избитая, с раной от выстрела в живот была помещена в доме гражданки Мошонкиной, которой не разрешали оказывать необходимую помощь раненой, и вскоре отправили в Карпенково – в лагерь, где она умерла в тяжелых мучениях».
Недалеко от селения нацисты устроили концентрационный лагерь «Стучи машина»: «В лагерь были помещены почти все мужчины и женщины». Люди сотнями умирали от истощения, и только единицам удалось вырваться из лагеря.
Окрыленные победой
Большой блок документов рассказывает об освобождении Воронежа.
24 января 1943 года вместе с началом Воронежско-Касторненской наступательной операции 38-я, 60-я и 40-я армии Воронежского фронта приступили к решающему этапу боев за город.
В донесениях уже чувствуются воодушевление и уверенность в разгроме гитлеровской Германии.
«25 января войска Воронежского фронта, перейдя в наступление в районе Воронежа, опрокинули части немцев и полностью овладели городом Воронеж. Восточный берег реки Дон в районе западнее и юго-западнее города также очищен от немецко-фашистских войск. Количество пленных, взятых под Воронежем, к исходу 24 января увеличилось на 11 тыс. солдат и офицеров. Таким образом, общее количество пленных, взятых в районе Воронежского фронта, дошло до 75 тыс. солдат и офицеров», – читаем в сводке Совинформбюро, напечатанной в «Армейской правде» от 26 января 1943 года.
В этой же газете представлены материалы, описывающие подвиги защитников
Отечества, совершенные в боях за Воронеж: «Сильно укрепившиеся гитлеровцы открыли яростный огонь. Цепи атакующих начинали редеть. Противник прижимал наступающих к земле… И теперь, когда батальоны лежали под огнем противника, Алавердов поцеловал Знамя и взглянул на командира, как бы говоря ему: «Не опозорим наше Знамя малодушием!»
Командир разрешил ему выйти на поле боя. Окрыленный волей к победе, Алавердов помчался навстречу огню. Появление развернутого алого полотнища над полем сражения воодушевило бойцов. Каждый вспомнил о священной присяге – преданно служить своей Родине, не щадя ни крови, ни самой жизни. Батальоны поднялись и двинулись на штурм вражеских укреплений. Теперь уже ничто не могло поколебать их мужества. На плечах отступающего противника бойцы ворвались на линию немецкой обороны и стали беспощадно штыками и гранатами истреблять озверелую немчуру».