Газета,
которая объединяет

На ощупь и без практики

Как выпускники интернатов выбирают себе профессию
Рубрика: Социум№57 (2611) от
Автор: Ирина Черенкова
Дети из интернатов часто поступают учиться той профессии, которую им советуют педагоги в выпускном классе, и круг таких специальностей, как правило, ограничен: автомеханик, электрик, швея, повар, нянечка… Можно ли расширить этот список современными востребованными профессиями, и как помочь детям найти себя?

Путь по жизни

Выпускница Семилукского центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Настя не знает наверняка, какую профессию станет осваивать. С одной стороны, хорошо находит контакт с детьми, с другой – несколько лет увлекается конным спортом и хотела бы стать тренером по верховой езде. Но не знает, выйдет ли. Ее одноклассник Влад планирует получить высшее образование, стать проектировщиком, дизайнером или архитектором. У него явный художест­венный талант, но новый материал парень запоминает неважно. В списке профессий у Гриши – сварщик и автомеханик.

– Выбрать профессию значит выбрать для себя путь по взрослой жизни, но это трудно для любого подростка, вне зависимости от того, живет он в семье или в интернате. Им пока еще непросто проанализировать свои желания и стремления, но нашим ребятам порой сложнее определиться с будущей профессией от того, что не каждый знаком с их многообразием, и они ограничены в возможностях обсудить этот вопрос с более опытными товарищами, – говорит директор Семилукского центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Ирина Дмитриева.

Определиться, какая деятельность больше по душе, интернатовцам помогает Благотворительный фонд «Благо», который в течение года устраивает курсы программистов, парикмахеров, визажистов и других специальностей. Кроме того, и сами интернаты приглашают к себе на занятия представителей разных профессий.

– Этого недостаточно, чтобы точно определить, кто и кем станет, но это позволит понять, к каким занятиям у детей есть талант и предрасположенность, какие навыки им нужно развивать, – добавляет Ирина Дмитриевна. – Два года назад наша девочка собиралась поступать на педагога иностранного языка, и ей потребовались дополнительные занятия по английскому. Фонд нашел репетитора, Кристина учится, и мы даже ждем ее на практику.

Включайся и будь успешен

Семилукский центр присоединился к проекту Благотворительного фонда «Благо» «Чему не учат в школе. Профессиональные перспективы» (победитель конкурса грантов АНО «Образ будущего», проводимого по инициативе вице-спикера Госдумы Алексея Гордеева и при непосредственной поддержке губернатора Воронежской области Александра Гусева), в рамках которого ребят обу­чали азам поиска работы, начиная от того, как читать предложения о трудоустройстве на различных сайтах, до нюансов собеседования и составления резюме.

Сейчас фонд предлагает школам-интернатам новую программу «Включайся и будь успешен». Она помогает подросткам-сиротам из 18 регионов России осознанно подойти к выбору профессии и получить первый успешный опыт работы в компаниях. Организаторами выступают Фонд «Хранители детства» и ПАО «МегаФон», а Благотворительный фонд помощи детям «Благо» – региональный координатор проекта в Воронежской области.

– Это проект по сопровождаемому трудоустройству, когда ребята могут попробовать себя на стажировке в компании, – говорит директор фонда «Благо» Ирина Котова. – Такие встречи позволяют расширить кругозор и развить самостоятельность, почувствовать себя ответственными за выполнение работы. Этого им очень не хватает.

К примеру, на стажировке в Бобровском аграрно-индустриальном колледже им.М.Ф.Тимашовой участники осваивали профессию автомеханика. Мальчишек познакомили с инструментами и техникой для обслуживания машин, рассказали об анатомии автомобилей, а также симптомах, которые дают понять, что с техникой что-то не так. На стажировке по направлению «Эксплуатация и ремонт сельхозтехники и оборудования» ребят научили управлять такой техникой и дали понять, что работа в сельском хозяйстве сегодня, особенно если ты освоил современную полевую технику, очень востребована и даже хорошо оплачивается.

К пилотному проекту присоединилась пока только Бобровская школа-интернат, Воронежский детский дом и Елань-Коленовский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи – одни из самых «легких» на подъем. Такие проекты требуют плотного вовлечения руководящего и воспитательного состава школ-интернатов.

– От взаимодействия на местах очень многое зависит: одни интернаты ограничиваются только игровыми программами, другие ждут нас с курсами по обучению профессиональным навыкам, а кто-то и в масштабные проекты включается. Но на местах сейчас формируется гибкость, и мы наблюдаем, что в социализации ребят есть заинтересованность, – отмечает Ирина Котова. – В будущем году думаем охватить больше учреждений.

К новому году к проекту присоединится Новоусманский многопрофильный техникум, а также дети-сироты из приемных и замещающих семей.