Как тревожит душу скрипка
Вундеркинд и маленький Моцарт – так отзываются о талантливой юной скрипачке Людмиле Выговской, которая
20 апреля дала концерт с Воронежским академическим симфоническим оркестром на сцене областной филармонии.
К 15 годам девушка стала победительницей более 30 музыкальных конкурсов, выступала на самых престижных концертных площадках, включая Большой театр, Государственный Кремлевский дворец, Московскую государственную консерваторию имени П.И. Чайковского и многие другие. Людмила Выговская является также стипендиатом известного Международного благотворительного фонда Владимира Спивакова.
Вместо слов
Людмила впервые услышала «скрипочку», когда была в Праге в храме святого Георгия. Это один из старейших храмов в чешском городе, где проводят концерты классической и церковной музыки. Мама скрипачки Марина вспоминает: когда состоялось знакомство дочки со скрипкой, девочке было всего два года.
– Скрипочка мне очень понравилась, потому что она как человек – может передавать чувства. Она способна донести даже то, что не всегда получается сказать словами, – рассказывает Людмила Выговская.
Сначала мама предполагала, что увлеченность Люды скрипкой может оказаться несерьезной – дети всегда любознательны в таком возрасте. Но в пять лет она усердно стала заниматься на инструменте. В семье Выговских Людмила – первый музыкант.
– Как только взяла скрипочку в руки, сразу испытала любовь. Я очень долго просила, чтобы мне ее дали, – говорит скрипачка. – Хочу научиться играть так же, как мой педагог Анна Николаевна Соколова. С ней я с семи лет. Когда она играет, происходит какая-то магия. Даже если у человека печаль, она сразу проходит, люди радуются, когда она исполняет музыку. Я тоже хочу приносить людям радость.
«Соседи привыкли»
За время нашей беседы Людмила ни разу не произнесла «инструмент» или просто «скрипка». Ее связь с инструментом кажется такой сильной, а любовь настолько глубокой, что музыкант не может обойтись здесь без ласкательного суффикса. К тому же, как признается Людмила, от скрипочки зависит 90% успеха – если контакта с ней не найти, то и концерт не получится.
– Вот эту скрипочку мне подарил немецкий мастер. Он ее изготовил специально для меня, под мой размер. Вот тут на грифе – мензура (фактическая длина струн от верхнего до нижнего порожка на струнных музыкальных инструментах – прим. авт.), а рука у меня маленькая, поэтому гриф выполнен уже стандартного. Обычно мастера подтачивают скрипочки под руку исполнителей, но красота звучания от этого уходит. А моя скрипочка продолжает озвучивать весь зал, – рассказывает Людмила.
По словам Марины Выговской, дочь не выпускает скрипку из рук и любит как сочинять, так и исполнять. Людмила учится в музыкальной школе при консерватории и каждый день ездит из родного Чехова в Москву. На дорогу уходит около трех часов в одну сторону. Уроки она учит в транспорте. По выходным Люда занимается дома – с утра до вечера. Как говорит мама, соседи уже привыкли, более того, благодаря дочке сейчас почти все дети и подростки их дома занимаются в школах искусств. Некоторые даже приходят к Люде брать уроки – за подсказками, если что-то не понимают по программе. Юная скрипачка всегда находит нужные слова, чтобы помочь.
Дома лучше
Людмила Выговская представляла Россию на фестивалях в Швейцарии, Словении, Италии, США, Испании и других странах. Многие зарубежные педагоги конкурируют за возможность заниматься с одаренным подростком. Марина Выговская говорит, что, как и любая мама, испытывает радость и гордость за своего ребенка и уважает ее решение остаться у российских педагогов.
– Для меня нет никого лучше Анны Николаевны. Она может не просто показать, как нужно исполнять, но и объяснить технику. Проще говоря, какой и где нужно использовать прием. Соединение и того, и другого позволяет с интересом заниматься, а если понимания нет и педагог объяснить не может технику, руки зажимаются. Из этого ничего не получается, – рассуждает Людмила.
Педагог Анна Соколова – сама гастролирующий музыкант, доцент Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского и декан факультета оркестровых струнных инструментов Центральной музыкальной школы – Академии исполнительского искусства. Но когда у нее есть время, она выбирается в другие города и страны, чтобы поддержать ученицу. В Воронеж Людмила Выговская взяла с собой фотографию педагога – это позволяет ей чувствовать поддержку Анны Николаевны.
Через пять лет Людмила Выговская видит себя гастролирующей скрипачкой.
– Я уже во многих странах побывала с выступлениями, но больше всего мне нравится в России. Еще нравятся Чехия и Австрия. Хотя на самом деле принимают везде очень тепло. Иностранцам нравится русское чувствование музыки, – говорит Людмила.