Газета,
которая объединяет

В тыл врага на «Рысях»

Бронемашины воронежского производства могут поступить спецназу и разведке ВДВ
Рубрика: Экономика№ 81 (1508) от
Автор: Александр Пылев

Вопрос о войсковых испытаниях «Рыси» уже прорабатывается командованием воздушно-десантных войск. Об этом заявил командующий ВДВ, Герой России, генерал-полковник Владимир Шаманов. Кроме того, Министерство обороны направило в правительство РФ заявку, в которой просит увеличить объем закупок бронеавтомобилей в период с 2013 по 2015 годы до 3 тысяч единиц, вместо запланированных ранее 727.

«Рысь» – это российская лицензионная вариация итальянской бронемашины Iveco LMV M65. Она выпускается в цехах воронежского 172-го центрального автомобильного ремонтного завода на совместном предприятии ОАО «Оборонсервис» и итальянского концерна Iveco. LMV M65 способна уберечь экипаж из пяти человек от взрыва в шесть килограммов в тротиловом эквиваленте. При мощной защите машина может разгоняться до 130 километров в час.

Вливания беспрецедентного уровня

По словам Владимира Шаманова, если «Рысь» продемонстрирует хорошие результаты, то кроме разведки и спецназа ВДВ, ею будут также вооружены подразделения радиоэлектронной борьбы и полковые противотанковые батареи.

Если правительство РФ удовлетворит заявку десантников, воронежское производство получит существенный рост денежных вливаний. Себестоимость одной «Рыси» – от 12 до 17 млн. руб. Планируется, что при многократном увеличении количества закупаемых машин, контрактная стоимость «Рыси» будет снижена с 20,3 до 16,4 млн. руб. Но даже при такой сумме речь пойдет о заказе объемом порядка 49,2 млрд. руб., что соотносимо с годовым бюджетом нашей области.

Напомним, что воронежско-итальянские бронемашины выиграли в упорной борьбе у своего конкурента «Тигра» производства Арзамасского машиностроительного завода. Первоначально военное ведомство предполагало закупить и арзамасские броневики, в случае если они будут доведены до надлежащих кондиций по уровню защиты. Однако ряд испытаний показал, что «Рысь» обеспечивает более эффективную защиту экипажа за счет бронированной капсулы. И Минобороны приняло решение. В результате объем заказа на воронежские «Рыси» увеличился в четыре раза.

Кстати, совместная с итальянцами бронемашина должна была собираться на производственных мощностях автоконцерна «КамАЗ». Однако после сборки 10 «Рысей» из итальянских машинокомплектов, их испытания и передачи Минобороны, «КамАЗ» отказался от участия в проекте.

В Воронеже на сегодня произведено уже 57 «Рысей». До конца текущего года планируется выпустить еще 150 бронеавтомобилей. Далее эта цифра будет существенно расти.

Технология защиты

По информации специалистов Минобороны РФ, итальянская бронемашина Iveco прошла баллистические испытания на немецких полигонах. При ее обстреле с разных дистанций и направлений бронебойно-зажигательными боеприпасами (210 выстрелов из стрелкового оружия) не было ни одного пробития.

Выдержала бронекапсула для личного состава и подрывы под передним левым колесом и днищем машины. Взрыв 6,4 кг тротила разрушил переднюю ходовую часть, сильно повредил двигатель, но манекен-водитель не пострадал, а датчики не зафиксировали превышения предела допустимых для человеческого тела перегрузок. Два взрыва под пассажирским сидением разрушили стальную противоминную защиту, но днище бронекапсулы осталось неповрежденным.

Благодаря чему удается добиться такого результата? Технология защиты подразумевает создание отдельной бронекапсулы для обитаемого отделения, которая оборудована керамической баллистической защитой, крепящейся к металлическому каркасу, стандартными бронепанелями и бронестеклами. Ребрами жесткости служит специальный трубчатый каркас. В результате энергия взрыва поэтапно гасится керамической защитой, двухслойным днищем, стойками каркаса, крышей, подвесной системой. К сиденьям членов экипажа автомобиля через подвесную систему приходит значительно ослабленный импульс ускорения, который не превышает медицинские нормы перегрузок для человека.

Броневики Iveco LMV используются десятью европейскими армиями. Кроме собственно итальянских боевых частей они стоят на вооружении армий Великобритании, Бельгии, Норвегии, Чехии, Боснии, Хорватии, Испании, Австрии и Словакии.

За 10 лет эксплуатации Iveco LMV в боевых условиях были подорваны 10 машин. И только один раз (летом прошлого года в Афганистане) погибли два и получили ранения три испанских военнослужащих при боковом взрыве мощностью 120 кг в тротиловом эквиваленте.