Газета,
которая объединяет

Все цвета стеклышек

Воронежская мастерица делает хрупкую красоту
Рубрика: от
Автор:

Согласитесь, тяжеловатое слово «фьюзинг» мало ассоциируется с изящной, улыбчивой девушкой, напоминающей тургеневских героинь. Меж тем Людмила Дедова – мастер фьюзинга. Именно мастер: ее работы можно встретить на выставках не только городского калибра – и ни разу я не наблюдала разочарования на лице зрителя, их рассматривающего.

Сама Людмила говорит, что участие в коллективных выставках интересно тем, что они собирают произведения в разных техниках. И результат – общая композиция, исполненная в разных же материалах – всегда особенна, индивидуальна: есть на что посмотреть, чему поучиться. Однако любимому стеклу изменять не тянет…

Критика помогает

Фьюзинг, напомним – относительно новая технология исполнения декоративных предметов и витражей. Основывается она на технике спекания стекла в печи. В «конечном продукте» – изделии – отсутствуют металлические соединения между стеклами. В них просто-напросто нет надобности: спекаясь при температуре 800 градусов по Цельсию, стекло становится однородным. Его «кусочки», условно говоря, вплавляются друг в друга. Практически – намертво. Получается красотища…

– Интересно вам, Людмила, зрительское восприятие ваших работ? Или лишь бы самой результат нравился?

– Я всегда на этот счет очень переживаю. Хочется услышать мнение о том, что сделано – это поддерживает. Даже если мнение – критично; критика тоже помогает. Показывает, на чем дальше фиксировать свое внимание, что подкорректировать.

– А как грамотно назвать мастера фьюзинга, если одним словом?

– Сама размышляю над этим вопросом. По образованию я – художник-график. И, занявшись стеклом, об этом, естественно, не забыла: техника фьюзинга требует соответствующих умений и навыков.

Фантазии рисует сознание

– Людмила, глядя на ваши эффектные работы, не могу отделаться от ощущения, что «производство» подобных штук – больше мужское дело, чем женское. Материал – трудный в обработке. Печь опять же, с ее безум­ными температурами…

– Может, и так, но у меня есть верная поддержка, всегдашний мой помощник – супруг. Который техническую часть обеспечивает – помогает с оборудованием. Оно, конечно, очень непростое, специ­фическое. Опять-таки стекла – их нужно где-то покупать, привозить. А сама работа, непосредственно процесс – резка, сборка, запекание – полностью самостоятельный. Иначе ничего не получится: ты должен руководить ситуацией от начала до конца.

– Сюжетами то, что воплощается вами в стекле, не назовешь – это, скорее, фантазии. Откуда они «родом»? Исключительно из головы?

– Как любой художник, пользуюсь образами, которые рисует мое сознание. Приходят мысли и идеи – сначала воплощаю их на бумаге. И одновременно думаю, как это можно сделать в стекле. Прикидываю, какие технологии применить для той или иной конкретной работы.

Выше обстоятельств

– Но, наверное, одной интуицией тут не обойдешься? Понятно, что работа со стеклом и знаний специфических требует…

– Да, безусловно. И знаний, и опыта. Потому что именно об этой технологии очень мало информации, несмотря на то, что и книги какие-то выходят, и в Интернете иногда выкладываются разработки по теме. Все равно работаешь методом проб и ошибок. Стекла поначалу было перепорчено… ну очень много! Нюансов ведь чисто технических столько надо соблюсти, чтобы готовая работа соответствовала всем кондициям, всем требованиям.

– Хрупкость выбранного вами материала заставляет предположить, что нередко изделия «кончаются» на стадии замысла.

– Бывают и такие, конечно, моменты, художнику не подвластные, от этого никуда не деться. К примеру, свет отключат – печки останавливаются. И изделия – тяжелые, большие – просто «рвутся». Однажды делала одну и ту же работу трижды: жалко было хорошую задумку, хотелось ее обязательно воплотить.

– Нет желания переключиться на что-либо менее зависящее от обстоятельств?

– Нет. Я предпочитаю идти другим путем. Исключать по возможности все, что мешает делу. Даже не зависящие от тебя обстоятельства; всегда ведь можно найти запасные варианты.