Газета,
которая объединяет

Чума у нашего дома

Воронежскую область окружают очаги АЧС
Рубрика: ЧП/Криминал№ 102 (1530) от
Автор: Юрий Бабаян

По данным управления Россельхознадзора по Воронежской и Волгоградской областям, наш регион попал буквально в окружение территорий, на которых отмечены вспышки опасной болезни – африканской чумы свиней. АЧС выявлена в Волгоградской и Ростовской областях, плюс очаги заразы найдены в соседней Украине.

В прошлом году АЧС, обнаруженная на территории Острогожского района, доставила много хлопот местным чиновникам от сельского хозяйства и ветеринарам. Немалые потери от компенсаций крестьянам за уничтоженный скот понес и бюджет. Поэтому угроза возникновения нового очага должна, по идее, мобилизовать местные и региональные власти для недопущения очередной вспышки заразы. Но насколько готов регион поставить ей заслон?

Ни людей, ни денег

На прошедшем на днях в Воронеже совещании по недопущению африканской чумы на территорию РФ заместитель руководителя Россельхознадзора Евгений Непоклонов представил информацию, согласно которой в Воронежской области на финансирование государственной ветеринарной службы из бюджета выделяется всего 236,5 млн. руб. При штатной численности в 14 ветинспекторов в регионе их работает всего два. При этом свинопоголовье в области увеличилось по сравнению с прошлым годом (когда здесь работало семь инспекторов) на 18,6% и составило более полумиллиона голов. До 4 тыс. голов выросло и поголовье дикого кабана.

Схожие объемы финансирования госветслужбы имеются, например, в Рязанской области (206 млн.), но здесь и свинопоголовье несравнимое (174 тыс. голов), хотя дикого кабана побольше (без малого 6 тыс. голов). И контролируют все это хозяйство 16 инспекторов, что, впрочем, тоже является некомплектом.

О диком кабане разговор неспроста. В текущем году в пораженной АЧС Волгоградской области в рамках мониторинга на АЧС была отобрана тысяча проб, в том числе 70 – от дикого кабана. Из этих 70 проб 12 (!) дали положительный результат, а из оставшихся 930 проб от домашних свиней положительных было 8.

Если брать по нагрузке на отдельно взятого ветинспектора, то в Воронежской области на него приходится примерно 2350 поднадзорных объектов (сюда включаются сельскохозяйственные, перерабатывающие предприятия, фермы и прочие субъекты, связанные с животноводческой деятельностью). Больше, согласно данным Непоклонова, – только в той же Волгоградской области (почти 12,5 тыс.), но это сравнение некорректно в силу того, что регион внес в статистику личные подсобные хозяйства. По сути же, говорят в управлении Россельхознадзора по Воронежской и Волгоградской областям, здесь количество вполне сопоставимое с воронежским. И на него приходится 19 инспекторов.

Виноваты сельсоветы?

Но проблемы в регионе кроются отнюдь не в одной госветслужбе и ее кадровом некомплекте. Так, при проведении территориальным подразделением Россельхознадзора проверок администраций сельских поселений на предмет соблюдения ветеринарного законодательства установлено, что ненадлежащим образом производился учет численности свинопоголовья, имеющегося в личных подсобных хозяйствах граждан. Выявлены нарушения правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов: трупы павших животных, птиц бесконтрольно выбрасывались в овраги, лесополосы, что создавало угрозу распространения инфекционных и вирусных заболеваний, в том числе и АЧС. По результатам проведения проверок виновные лица были привлечены к административной ответственности, но помогли ли эти меры, можно будет узнать, только проанализировав ситуацию с АЧС в регионе по итогам года.

Африканская чума свиней, к счастью, угрозы здоровью человека не несет. Но – способна погубить все свиноводство, потому что вакцины от этой заразы нет: больное животное умерщвляется бескровным образом, а туша сжигается. Так, только в результате последней вспышки чумы в Краснодарском крае в период с середины июля по середину сентября было уничтожено более 100 тыс. голов свиней. При планах руководства Воронежской области по резкому увеличению производства свинины повторное появление очага АЧС на территории региона может поставить под угрозу выполнение всей программы по развитию животноводства.