Газета,
которая объединяет

Ноты протеста

Воронеж вновь превращается в «Джазовую провинцию»
Рубрика: Культура№ 119 (1547) от
Автор: Анна Жидких

Меньше недели до главного музыкального события осени – фестиваля «Джазовая провинция», который будет уже 17-м по счету. Крупнейший российский проект по продвижению современной джазовой культуры, направленный на популяризацию качественной и актуальной импровизационной музыки – мультиформатный, образовательный, межгосударственный…

Да-да, это все о нем: «Джазовая провинция» – явление настолько жизнеспособное и разноплановое, что эпитетов, его характеризующих, прибывает не по дням, а по часам. Умышленно гиперболизирую, благо масштабы фестиваля и, главное, его содержание и послевкусие – позволяют. Сомневающиеся смогут удостовериться в этом в период с 6 по 9 ноября.

По этапу – на автобусе

На предфестивальной пресс-конференции журналистам напомнили: за 17-летие существования «джазово-провинциальной» сцены на ней выступили более 700 музыкантов из разных стран мира. Фестивальные программы изобиловали весьма экзотическими вещами. И редкими – как по стилистической направленности, так и по принадлежности к национальным джазовым школам, о существовании которых российские слушатели подчас даже не догадывались; джаз, по сути, есть бурный протест против растиражированных штампов, устоявшихся клише.

Помимо всего прочего, «Провинция» – центральное (и самое яркое) событие воронежских «Джазовых сезонов». Совсем свежего проекта, стартовавшего в столице Черноземья в нынешнем году. И призванного внедрять джаз в массы в периоды до и после фестиваля: процесс «инфицирования» этой музыкой должен идти постоянно. Иначе не бывать ему процессом…

Инициатор большой джазовой затеи в Воронеже, руководитель «Провинции» Александр Лукинов сообщил, что «расположится» фестиваль в зале филармонии. Это что касается концертов. Кроме них предусмотрены блок мастер-классов, клубная программа, творческие встречи и лекции. Ну, и без маститых теоретиков жанра не обходится ни один международный сбор – на сей раз в Воронеже будет гостить (работая!) главный редактор журнала «Джаз.Ру» и портала www.jazz.ru, журналист, джазовый обозреватель, писатель Кирилл Мошков. Приезжавший на встречу с прессой, он рассказал воронежским коллегам о людях, которые прибудут к нам со своей музыкой.

– В 97-м году «Джазовая провинция» начиналась как сугубо локальный, курский фестиваль,– напомнил Кирилл. – В 98-м он уже поехал по, что называется, джазовому этапу. То есть – из города в город. Все музыканты перемещались тогда на одном автобусе. А в скором времени возить фестиваль стало намного сложнее: автобус не мог вместить участников. Стали ездить поездами, летать самолетами. Хотя от автобуса – все равно никуда не деться, и в этом определенное своеобразие есть. Иностранцы даже снимали на камеру нюансы такого передвижения, на которые мы чаще всего внимания не обращаем – очень впечатляющее зрелище получилось. Особенно отснятое на черноземных просторах…

Не звезды, а созвездие

Гость уточнил: «Джазовая провинция» не представляет собой нечто сверхъестественное в коммерческом плане.

– Скорее, наоборот: это не зарабатывание бешеных денег. Фестиваль существует для того, чтобы знакомить людей с музыкой, которая находится на перекрестье двух направлений мировой культуры. С одной стороны – академической, требующей колоссальной профессиональной подготовки музыкантов, с другой – фольклорной. Потому что развивалась эта музыка как фольклор, он в ее основе. Денег на импровизационной стезе заработать крайне сложно. В Америке джазовые музыканты говорят: «Если бы я хотел стать миллионером – не на саксофоне научился бы играть, а пошел бы в дантисты».

При всем том джаз – музыка сложная, рассчитанная на подготовленного слушателя. Эта подготовка, в свою очередь, требует времени. И сил.

– То, чем занимается «Джазовая провинция», и есть подготовка слушателя, – уверен Мошков. – Очень важно (особенно там, где фестиваль – единственное джазовое мероприятие на протяжении года), что он в каждом городе, через который проезжает, выращивает аудиторию. Сейчас, слава богу, в местах, принимающих «Провинцию» многие годы, на ее скелет начинает нарастать мускулатура. Редактируемые мной журнал и портал стараются поддерживать все соответствующие инициативы, насколько это возможно.

Кирилл подчеркнул: фестиваль показывает широкий срез джазового искусства. Не одну-две звезды выводит на публику, а многих представителей многих направлений.

– Здесь, конечно, заслуга уникальной личности основателя фестиваля, его арт-директора Леонида Винцкевича. Курского джазового пианиста, который не увенчан колоссальными наградами, но вклад его в развитие музыкального искусства в нашей стране достаточно весом. Леонид был одним из первых джазовых музыкантов, которые практически ежегодно выезжали с гастролями в Америку. Что большая редкость: американский рынок – очень замкнутый. Он интересуется исключительно своими музыкантами. Представители другой страны там вызывают, в лучшем случае, вежливое удивление: «Как? И там тоже это есть?..»

Фольклор – не Бабкина

Рассказывая о Винцкевиче, академическом композиторе по образованию, постаравшемся развести понятия «народная музыка» и фольклор, Мошков оговорился:

– Леонид, сочетающий мощь русской академической композиторской школы и джазового пианизма с народным хором, пытается найти точку соприкосновения между джазовым языком и языком русской фольклорной музыки. Я специально избегаю в этом контексте словосочетания «народная музыка», потому что оно скомпрометировано, к сожалению. Люди считают, что народная музыка – это Надежда Бабкина. Подлинный фольклор усилиями предшествующего политического режима за 70 лет его существования был фактически уничтожен. Потребовались усилия серьезных музыковедов и энтузиастов-коллекционеров, которые нашли уцелевшие зерна настоящего, деревенского фольклора. И виртуозный пианист Винцкевич представит на «Джазовой провинции» совместную работу с фольклорно-этнографическим ансамблем «Ростань» Суджанского музыкального училища Курской области. Этот коллектив собрал уникальную коллекцию самобытных песен Курского региона. Проект – прекрасная попытка синтезировать аутентичность и современный джаз, создав на их стыке абсолютно новую музыку, глубокую и интересную.

Второй важный срез, который покажет «Провинция» – современный европейский джаз. Общеизвестно, что Штаты давно перестали быть единственной в мире джазовой сценой.

– За последние 40 лет в Европе сложилась собственная джазовая школа, особенно сильная в северной части континента, – продолжил выступающий.– Потому что норвежских или, скажем, датских, шведских артистов очень поддерживает собственное государство. И в программе фестиваля – несколько представителей этой линии. Во-первых, хорошо известный по предыдущим «Провинциям» эстонский саксофонист Лембит Саарсалу, который на этот раз приезжает со шведским коллективом «Трио Икс» – одним из передовых импровизаторских коллективов. Отличительные его черты – музыкальные исследования и эксперименты на стыке различных стилей.

Самый влиятельный музыкант

В фестивальной программе – выступление трио датчанина Мортена Шанца. Специалисты утверждают, что джазовая музыка этих исполнителей – веселая и трогательная, удивляющая и воодушевляющая. Критик Джордан Ричардсон писал, что она «наполнена редкостной чувственностью и осознанностью, и, слава богу, здесь отсутствуют излишняя отточенность и нелепая импровизация».

Литовский квинтет Леонида Шинкаренко JAZZ 5, играющий авторскую музыку, – в числе лучших джазовых исполнителей Восточной Европы. Сам Шинкаренко, виртуоз электронного баса, обладатель многочисленных наград, является знаковой фигурой европейской сцены в течение трех десятков лет. Все до одного участники коллектива, включая барабанщика – солисты, у каждого есть еще и собственная группа.

Как обычно, приедут в Воронеж представители родины джаза – американцы.

– Естественно, вокалисты – самые популярные музыканты, – заметил в этой связи Мошков. – Русский человек любит, чтобы ему пели. Особенно – красивая женщина; это – будет. Но при всем моем уважении к блистательному профессионалу Майе Асусена, исполнительнице рэгги и этнической музыки (культурного посла Нью-Йорка – авт.), не она – самый интересный американский участник фестиваля. Наш шанс услышать подлинную, живую джазовую традицию в чистом виде, тот самый корневой джаз, которым он был в свой золотой век, в 50-60-е годы прошлого столетия – это Эрни Уоттс. Один из наиболее креативных и разносторонних саксофонистов на мировой музыкальной сцене, двукратный обладатель премии «Грэмми».

Воронежские музыканты также появятся в «Провинции». Трио «Happy55» представит авторские произведения в узнаваемой, нестандартной манере – такую музыку трудно квалифицировать на предмет соответствия тем или иным формальным рамкам.

Что касается прочих российских участников – их не так много. Зато какие! Квартет Игоря Бутмана – своего рода «торговая марка» отечественного джаза.

– Так получилось, что в нашей стране Игорь Михайлович Бутман сейчас самый влиятельный джазовый музыкант, – констатировал Кирилл. – Человек, который добился наибольших успехов и в коммерческом плане, и, в значительной степени, в творческом – это невозможно не признать. Бутман играет на самом высоком, мировом уровне, в чем Воронежу посчастливится убедиться совсем скоро.