Газета,
которая объединяет

Дживан Гаспарян: «Именные часы Сталина обменял на пирожки и пиво»

Рубрика: Культура№ 127 (1555) от

В Воронеже дал концерт маэстро дудука Дживан Гаспарян. Как выяснилось, живая легенда и звезда мировой музыки, несмотря на почтенный возраст (виртуозу дудука 84 года – прим. авт.), все еще активно гастролирует. Сегодня заканчивается его юбилейный тур по России, после чего армянский музыкант улетает на гастроли в Париж, а затем в Германию.

Воронежцы услышали в исполнении Дживана Гаспаряна как традиционные армянские мелодии, так и его собственные композиции и аранжировки известных вещей. Дживан Гаспарян скромничать не стал и заметил, что 21 раз становился лауреатом престижнейших международных конкурсов, а также является обладателем четырех золотых медалей ЮНЕСКО. Музыкант и композитор несколько раз с гастролями объездил мир с ансамблем, исполняющим армянскую народную музыку, выступал с Кронос-Квартетом, Венским, Ереванским и Лос-Анджелесским симфоническими оркестрами. Всего за свою долгую гастрольную деятельность Дживан Гаспарян дал более 20 тыс. концертов, так что переоценить его заслуги невозможно.

Перед концертом маэстро дудука любезно согласился пообщаться с корреспондентами. Мы напомнили дяде Дживану, что, когда он приезжал к нам на гастроли лет пять назад, концерт пришлось задержать на два часа ввиду ложного заминирования здания. По счастью, звонок о бомбе был чьей-то злой шуткой, и тем не менее в этот приезд стражи порядка с овчаркой-ищейкой заблаговременно обыскали здание. Концерт состоялся без всяких эксцессов.

– Вы автор музыки для множества голливудских фильмов. За саундтрек к «Гладиатору» вы даже получили «Золотой глобус» в 2001 году. А российский кинематограф часто обращается к вам с предложениями о сотрудничестве?

– Я записал музыку более чем к 40 фильмам. Среди них итальянские, немецкие, американские, но есть и русские. Моя музыка звучит в американском фильме «Русский дом» с Шоном Коннери, в «Евгении Онегине», фильмах «Доктор Живаго» и «Гладиатор». Где-то мой дудук звучит 15-20 минут, а в «Гладиаторе» целых 40! Сейчас от русских кинопродюсеров предложений нет, зато сотрудничаю с американцами. Они уже три года снимают картину «Конец мира» – столько денег «вбухали»! Там заняты самые дорогие актеры, и там будет звучать моя музыка.

– А гонорар для вас важен, или вы можете бесплатно записать саундтрек, если фильм очень понравится?

– Как можно работать бесплатно? А жить я тогда на что буду? Бесплатно в этом мире ничего не бывает!

– А я слышала, что вы хотите открыть школу для детей-сирот, где будете обучать их бесплатно…

– Да, это моя мечта. Но для того чтобы открыть бесплатную школу, нужно, чтобы помогли богатые люди. Мы уже создали фонд, но денег пока мало. Пока их перечислил только один банк.

– Вы сами ищете спонсоров?

– Нет, мне неудобно. Я не могу сказать – деньги давайте! Если захотят, сами дадут.

– Как-то в одном интервью вы рассказывали замечательную историю о том, как Сталин подарил вам именные часы, а вы обменяли их на 4 кружки пива и 4 пирожка. Не думаете, что продешевили?

– Так я тогда был маленький, 19 лет. Это в 47-м году было! Тогда наш самодеятельный ансамбль, который числился в трудовом резерве, пригласили в Москву. Мы играли в Кремле четыре месяца, и у меня была сольная партия. Как-то ко мне подошли и сказали, что Сталин вызывает меня в свой кабинет. Я, честно говоря, испугался – мало ли что? Но там мне вручили красную коробку с подписью Иосифа Виссарионовича Сталина. Там были часы! Дело было после войны, мы все были голодные, поэтому ребята мне сказали: «Дживан, ну зачем тебе часы? Давай продадим». И мы поменяли их на 4 кружки пива и 4 пирожка. Тогда я не понимал, что наделал, не понимал ценности этой вещи. А когда стал взрослым, боялся вообще об этом говорить. Кто знает, как бы «сверху» восприняли мой поступок.

– Вы много лет на мировой сцене. А сами себя считаете кем – армянином или, может, космополитом?

– Армянином, конечно. У меня папа армянин, мама армянка – как я могу быть кем-то еще? Впрочем, гражданства у меня два – есть армянский паспорт и американский. Я могу жить в Америке, могу в Европе, в Армении или в России. Где захочу. Но живу в Ереване.

– Никогда не хотелось эмигрировать в Америку?

– Я жил там одно время. В девяностые в Армении не было ни света, ни газа, ни отопления. Страна просто погрузилась во тьму, люди сидели при свечах, грелись у буржуек. Это было ужасно, в 41-м году не так страшно было! Я не хотел жить в этих условиях, и когда мне позвонил друг из Америки и пригласил к себе, я уехал. А вообще, я в Америке впервые побывал в 56-м году. Это был большой русский фестиваль, в котором участвовали самые лучшие артисты Советского Союза: Большой театр, ансамбль им. Моисеева, хор Пятницкого, «Березка»... За три месяца мы отыграли 101 концерт в самых больших городах Америки.

– Вы рассказывали, что вам приходилось выступать перед Джоном Кеннеди. Он ничего на память не подарил?

– Это тоже было во время поездки 56-го года. Меня и многих других музыкантов пригласил к себе на дачу один известный американский пианист. Там был и Кеннеди. Он ничего мне не дарил, просто поздоровались за руку. Я играл, он слушал. А потом Джон подошел и сказал, что игра ему очень понравилась.

Марина ХОРУЖАЯ