Газета,
которая объединяет

Первая пятилетка

Галерея современного искусства «Х.Л.А.М.» отметила юбилей
Рубрика: от
Автор:

5 января – день рождения галереи «Х.Л.А.М.», которая традиционно празднует это событие в собственных стенах. Естественно, при внушительном «кворуме» авторов и почитателей. Со всевозможными примочками и причудами; штуки-дрюки особого рода свойственны заведению (учреждением его называть – кощунство!) как элементы и признаки стилистического существования.

В наступившем году «Х.Л.А.М.у», без которого лично мне невозможно представить современный воронежский культурный процесс, исполнилось 5 лет. Юбилейная дата собрала далеко не узкий круг народа: уже к началу вечера не каждый желающий смог протиснуться к галерейным экспонатам, не говоря уж об их создателях. А чем потчевали дорогих гостей? Спросим у основателя и директора галереи Алексея Горбунова.

Приливы и отливы

– Программа вечеринки получилась обширной, – рассказывает Алексей Юрьевич. – Конкурс подделок, скандалы, фальшивки, музыка, сенсационные танцы; имела место быть череда самых разных событий. Разыгрывались произведения воронежских художников и всякие странные вещи, гости с радостью забирали выигрыши. В юбилейной экспозиции присутствовали работы, подделанные художниками друг под друга. От зрителя требовалось угадать, кто и кого «изобразил». Желающие имели возможность из случайных предметов, разложенных на длинном столе, создать композицию по известному классическому сюжету. А свидетели этого творчества угадывали, Саврасов это или Джотто, Шишкин или Брейгель. Кусок черного полиэтилена, ветка дерева, пучок укропа, ананас – вот такой набор «художественных средств» предлагался. Играли и пели музыканты из экс-«Молотова коктейля» и экс-«Нелегальных логопедов» – сначала на английском, потом на русском. Конкурс парных танцев выявил исполнителей, которые просто пленили публику, продемонстрировав невиданную школу. В общем, вечер удался.

– А итоги подводили? На юбилеях-то – принято…

– Во вступительном слове художник Сергей Горшков отметил, что 5 лет назад в Воронеже возникло странное учреждение, назвавшее себя «Х.Л.А.М.ом», которое произвело определенные и значительные изменения в культурной жизни города и ряда художников. Сам я не стал делать «отчетных докладов»: даже просто перечислить 53 выставки и около 30 тематических вечеров, прошедших в галерее за время ее существования, невозможно. Я лишь заметил, что то любопытство или интерес по отношению к современному искусству, которое удалось вызвать у воронежцев благодаря «Х.Л.А.М.у», имели за прошедшие 5 лет свои приливы и отливы. Приливом, на мой взгляд, были первые полтора года работы галереи.

Чудо – внезапный беспорядок

– А если говорить о самых значительных событиях воронежского современного искусства, пришедшихся на этот отрезок времени?

– Одним из таковых были «Основания», выставка детища «Х.Л.А.М.а» – Воронежского центра современного искусства. «Основания» прошли в марте 2010 года на 3 тысячах квадратных метров пятого этажа ТЦ «Европа», тогда пустовавшего. Интерьеры – вполне достойные экспозиции, и выставка оказалась, на мой взгляд, ошеломляюще эффектной. На сверкающем глянцем полу зритель наталкивался на безумные предметы и существа, сваренные из ржавого железа. На абстрактно-наивные композиции Ивана Горшкова, выполненные на кусках ДВП. На фоне гламурного великолепия обнаруживались смутные фотографии Николая Алексеева на кусках железобетона, найденного у Северного моста, подвешенные на невидимых нитях. Там и сям встречались полотна с контурами небесных светил и их научными обозначениями на холсте или прозрачном пластике, концентрические надписи на полу в авторстве Ильи Долгова.

– Но ведь перечисленные художники эффектно выставлялись не только в «Основаниях»…

– Почему я остановился на этой выставке? Потому что именно «Основания» благодаря своим масштабам будто бы случайно продемонстрировали, каким может быть воронежское городское пространство. Показали, каким образом потеснить рекламу из визуального мира, который нас тотально поглощает на улицах мегаполиса. Обозначили потенциальные, скажем так, возможности этого процесса. Ведь человек может натолкнуться в самом неожиданном, приметном или неприметном месте города не только на объекты, живописные или графические работы. Но и на какую-нибудь надпись, крупную или некрупную, сделанную капитально или временно. Баннер, тумба, стена, остановка, бетонный забор; можно разместить текст в одно предложение на чем угодно.

– Какой, к примеру?

– «Поэзия – это полезная правда», «Чудо – это внезапный беспорядок, поразительная диспропорция», «Интеллект характеризуется естественным непониманием жизни», «Чувства бесплатны», «Солнце восток дымится в спальне я осужден на ад надрывается будильник», «Ветер порхнул по нашим ресницам», «Улучшение человеческой участи происходит, только очень медленно», «Лебедь спит на траве», «Искусство заключается только в воображении»… Ряд – бесконечен.

– А отыщутся ли в нашем Воронеже потребители столь креативного продукта? Массовые?

– Приведу слова незнакомой женщины в возрасте, которая заглядывает в галерею по будним дням. И, по ее словам, не первый год. Неделю назад, покидая «Х.Л.А.М.», она сказала мне, показав на экспозицию абстрактных скульптур и живописных работ Ивана Горшкова: «Это не мое искусство. Но странно: со всех ваших выставок я выхожу в очень хорошем расположении духа. А с официальных – нет»…