Газета,
которая объединяет

Сын полка

Где искать следы юного защитника Воронежа
Рубрика: от
Автор:

Невысокий, худенький, в сером пиджаке с чужого плеча… Четырнадцатилетний воронежец Слава Алексеев в июле 1942-го стал сыном полка по случаю. На подступах к Чернавскому мосту встретил взвод младшего лейтенанта Арефьева и решил вместе с бойцами идти бить фашистов. Перед Арефьевым стояла задача занять оборону на улице Степана Разина и прикрыть подступы к важнейшему стратегическому объекту – Чернавскому мосту.

На тот момент Слава окончил семь классов школы. Смышленый паренек, горевший желанием освободить родную землю от врага и заявивший об этом командиру, так и остался во взводе Арефьева. Даже оружие получил. И сполна отработал доверие старших товарищей: отлично ориентируясь в городских кварталах, помогал нашим бойцам занимать выгодные позиции. Не раз отличался в ходе операций. Но – обо всем по порядку.

Его родителями были простые люди. Когда Славе исполнилось восемь лет, не стало родного отца. Через некоторое время в доме появился отчим, и мать взяла его фамилию – Бирюкова. В 1937-м родилась сводная сестра Славы Люся.

Людмила Александровна Бирюкова посейчас живет в Воронеже. Именно она рассказала «Берегу» о своем героическом брате, стойко и мужественно, несмотря на совсем еще нежный возраст, защищавшем наш город.

233-й полк НКВД, в состав которого входил взвод Арефьева, стал для Алексеева поистине родным. Младший лейтенант Арефьев погиб в том самом бою у Чернавского моста. А Слава вместе с раненым бойцом нашли штаб 233-го полка в Отрожке (который, скорее всего, находился в том же здании на улице Богдана Хмельницкого, где располагался штаб Воронежского боевого участка).

Через очень непродолжительное время Слава Алексеев в составе теперь уже «отчего» полка вновь попал на воронежское правобережье. Благодаря слаженным действиям 233-го и 287-го полков НКВД, институтский город и здание главного корпуса СХИ были тогда освобождены от оккупантов. А когда воины по приказу командования уходили из района СХИ на левый берег – сын полка Слава Алексеев в очередной раз помог солдатам: показал удобный для перехода брод через реку Воронеж.

Тяжелым летом 1942-го юный боец Алексеев в составе все того же 233-го полка НКВД, соединенного с 287-м, 125-м и 41-м пограничным полками, с успехом противостоял оккупантам. 28 июня случилось то памятное сражение на подступах к городу, благодаря которому фашисты не сумели полностью завладеть Воронежем. А уже к концу августа полки НКВД были выведены из города.

233-й отправился в Сталинград. Там бойцы занялись своими непосредственными обязанностями: конвоированием взятых в плен немецких войск и их союзников. В 1944-м полк вошел в освобожденный Львов. Разместился в своих же бывших казармах, которые чудом уцелели.

Тем временем мать и сводная сестра Алексеева, в 42-м выселенные немцами из Воронежа, вернулись в город после его освобождения. Они ждали Славу, но тот все не появлялся. О его судьбе ничего не было известно практически до того момента, пока мать не встретила на улице бывшую одноклассницу нашего героя по фамилии Камышева. Девушка и сообщила, что Слава жив-здоров и пишет ей письма с фронта! Вскоре после этого завязалась активная переписка юноши с семьей. В Воронеж стали приходить весточки из военного Львова…

А в один прекрасный день 1944-го приехал на родину и сам Слава Алексеев. Командир полка предоставил ему отпуск – по малолетству, для поездки к матери. В тот незабываемый для его сестренки приезд Слава рассказывал обо всех своих военных приключениях. О том, что пришлось пережить в разных уголках тогда еще необъятной Родины, полыхавшей огнем…

Погостил немножко у мамы – и опять на поля сражений. Но – уже не безадресно: связь с родственниками больше не прерывалась. Слава даже дважды присылал домой свои солдатские удостоверения – чтобы мать могла пользоваться льготами по налогам и поставкам, преду­смотренными для семей военнослужащих. Первое было отправлено 1 сентября 1944 года, второе продлевало срок действия первого до 31 декабря 1946 года. После этого в семью пришло только одно сообщение – о гибели Славы Алексеева…

Обстоятельства смерти и место упокоения защитника Воронежа, сына полка Вячеслава Алексеева неизвестны до сих пор. Родственники неоднократно пытались выяснить, что все-таки с ним произошло. И где? Мать обращалась в военкомат, но, в силу своей малограмотности, не смогла навести справки как следует. Сестра, Людмила Александровна Бирюкова, пробовала отследить судьбу брата через ветеранские организации, но тоже безуспешно. Поиски, таким образом, продолжаются. И если кто-то из читающих эти строки готов к ним подключиться – будем очень признательны.